Днем Святого Духа, или Духовым днем, именовался в народе следующий за праздником Троицы‑Пятидесятницы понедельник. «До Свята Духа не снимай кожуха!» – так говорит народная пословица. Действительно, местами выдавались такие непогожие весны, что только к этому времени и переставало знобить мужика холодом. Особенно близко относится эта пословица к Русскому Северу, где зима еще долго давала о себе знать, несмотря на теплые ласки Лады‑весны. Только после этого праздника и можно позабыть о морозах‑утренниках вплоть до самой осени – на всем неоглядном просторе земли Русской. «С Духова дня не с одного неба, а даже из‑под земли тепло идет!», «Не верь теплу до Духова дня!», «Придет Духов день – будет на дворе, как на печке!», «И сиверок (северо‑восточный ветер) холоден до Духова дня!», «Зябка девица‑рассада, а и та просит у Бога холодку после Духова дня!», «Свят‑Дух весь белый свет согреет!», «Доживи до Троицы‑Духова дня, а тепло будет!» – так приговаривал дождавшийся лета православный честной народ, во многих местностях с этого праздника, по старинному обычаю, начинавший выбираться на летний ночлег из душной избы в более прохладные сени.
Троица – повсеместный праздник цветов и березок. На Духов день последние оставались красоваться как возле хат, так и в хатах. Цветы же, вместе с травой устилавшие церковный пол во время троицкого богослужения, подбирались, приносились домой и тщательно сберегались под божницей. Опытные хозяева советовали кормить ими – вперемешку с другим кормом – больную домашнюю скотину, в особенности коров. Принесенные от духовской обедни цветы сушили и толкли в ступе, полученный порошок бережно хранили на случай болезни кого‑нибудь в семье. Верили, что достаточно было вовремя окурить больного благовонным дымом этого порошка из «священного цвета», чтобы недуг быстро улетучился и больной пошел на поправку. Этим же дымом знающие «всякое слово и всякое зелье» люди брались изгонять бесов из одержимых ими (порченых, кликуш).
В народе с давних пор ходило сказание о том, что Духова дня как огня страшится бродящая по земле нечисть. По старинному преданию, в этот праздник во время церковной службы сходит с неба священный огонь, испепеляющий всех злых духов, попадающихся ему.
В старину на Духов день устраивались по селам и даже городам особые, приуроченные к этому празднику, игрища. Для сбора участников игрища накануне вечером заранее избранной «большухой» рассылались девчата‑послы по всем красным девицам, звали их с матерями и всеми родственниками собраться после обеда в Духов день в заранее определенном месте близ села. В назначенный час сходились званые гости, становились в круг и запевали положенные во время этого игрища песни. Кроме большухи выбирались всеми две девушки, которых обступали хороводом. Они стояли посередине, по окончании одной игры отдавали всем поклоны и снова становились в круг, а на их место выбирались две другие. Очередь при выборе соблюдалась по старшинству лет: младшая пара не должна была выбираться раньше старшей. Песни «игрались» до вечера. Перед возвращением скота с пастбища все расходились по дворам, чтобы ночью снова сойтись на том же месте для новых хороводов, игр и песен, продолжавшихся до полуночи. Все эти песни звучали как отголоски свадебных песен. Вот одна из них, которую можно было услышать во многих уголках деревенской Руси:
Уж ты, улица, улица,
Уж ты, улица широкая!
Трава‑мурава шелковая!
Изукрашена улица
Все гудками, все скрипицами,
Молодцами да молодицами,
Душами красными девицами.
Невелика птичка‑пташечка
Сине море перелетывала,
Садилась птичка‑пташечка
Среди моря на камушек.
Слышит, слышит птичка‑пташечка:
Поет, пляшет красна девушка,
Идучи она за младого замуж:
«Уж ты, млад муж, взвеселитель мой,
Взвеселил мою головушку,
Всю девичью красоту!»
Конец песни иногда менялся и пелся так:
Слышит, слышит птичка‑пташечка:
Плачет, плачет красна девица,
Идучи она за старого замуж:
«Ах ты, стар муж, погубитель мой!
Погубил мою головушку,
Всю девичью красоту!»
Во многих селах и деревнях сохранялось старинное предание о том, что перед восходом солнца на Духов день мать сыра земля открывает все свои тайны. Это помнили кладоискатели и – как в иных местах в ночь на Ивана Купалу (с 6 на 7 июля (с 23 на 24 июня по ст. ст.) – ходили «слушать клады», помолясь перед тем Святому Духу, припадая ухом к земле. И открывались им «все несказанные недра земные и подземные», но только в том случае, если кладоискатель вел праведную жизнь. С первыми лучами солнца умолкала мать сыра земля, могущая сразу и навсегда обогатить человека.
Духов день начинал собой на земле Русской Всесвятскую неделю, отмеченную в народной памяти своеобразными обрядами, обычаями, связанными с празднеством в честь древнего языческого бога Ярилы.
Русские праздники и традиции
Если Вы все-таки не нашли своё поздравление, воспользуйтесь поиском
Сохранить поздравление:
|