Поздравления > Школьные праздники > Трудный путь к счастью
Распечатать поздравление Трудный путь к счастьюВерсия для печати (lite)
Образ Марии Гавриловны и ВладимираВерсия для мобильных
Страницы: [1] [2]
Трудный путь к счастью




(По повести А.С. Пушкина «Метель»)
Действующие лица: ведущая, ведущий, чтец, участники инсценировки по повести А.С. Пушкина «Метель» – Марья Гавриловна, ее родители, Владимир, полковник Бурмин, танцоры, изображающие метель.
Предварительная подготовка. Изготавливаются костюмы, отрабатывается включение музыкальных заставок в ходе инсценировки повести. По ходу действия Марья Гавриловна и ее мать должны менять свою одежду, показывая тем самым, что прошло время: у полковника Бурмина, в соответствии с текстом повести, Георгиевский крест на груди и раненая рука на перевязи.

Ход мероприятия

Звучат музыкальные фрагменты Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».
Ведущая. Звучанием прекрасной мелодии начинается сегодня наша встреча. Автор ее – замечательный композитор ХХ века Георгий Свиридов. Думается, в нашей стране не найдется человека, который не знал бы его музыки. Сейчас прозвучала мелодия романтическая, даже грустная. Слушаешь ее и представляешь себе старую русскую деревню, провинциальную барышню, которая гуляет в саду своего имения, как писал Пушкин: «С печальной думою в очах, с французской книжкою в руках».
Ведущий. Вслушиваясь в эту музыку, мы будто зримо ощущаем образ века, в котором происходят события повести, специально для которой Георгий Свиридов сочинил эту музыку. Сегодня мы поговорим о повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель», которая входит в сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Давайте вместе перелистаем ее страницы.
Ведущая. Музыка Свиридова поможет нам погрузиться в начало XIX века, когда происходят описанные автором события. Хочу напомнить тем, кто этого не знал, что свои музыкальнее отрывки, в том числе и медленный лирический « Романс », прозвучавший в начале нашей встречи, композитор написал к фильму, снятому по мотивам повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель». Впоследствии на ее основе композитор создал музыкальную сюиту для оркестра, которую так и назвал – «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина». В дальнейшем, пожалуйста, вслушивайтесь в музыку, она так ясно рисует образы героев повести и помогает раскрыть ее сюжет.
Выходит чтец.
Чтец. Александр Сергеевич Пушкин. «Метель». В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р. Он славился во всем округе гостеприимством и радушием...»
Вновь звучит музыка Г. Свиридова, затем ее звучание несколько приглушается.
На фоне тихого звучания музыки чтец продолжает читать начало повести.
«...Соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей».
Звук музыки усиливается. На сцену выходят Марья Гавриловна и ее родители. В руках у Марьи Гавриловны книга. Звуки музыки приглушаются.
Ведущая. Думаю, что созданию этой музыкальной пьесы помогли детские воспоминания композитора. Сам Георгий Васильевич Свиридов родился под Курском, в небольшом русском городке, где и по сей день сохранилась атмосфера русской старины. Тихие, с невысокими домами, улочки больше напоминают село, чем город. Время будто нарочно замедлило свой ход, и все осталось так, как, наверное, было и при рождении композитора много много лет назад. Возможно, что и «Романс» навеян атмосферой его детства.
Ведущий. Но вернемся к повести Пушкина «Метель». Уважаемые зрители, смотрите и слушайте! Музыка поможет нам представить и время, в которое развивались события, и их героев.
Чтец. «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и следственно была влюблена».
Музыка усиливается. Выходит Владимир. Он кланяется родителям Марьи Гавриловны, а те от него отворачиваются. Тогда он подходит к Марье Гавриловне, и они долго смотрят друг на друга. Еще некоторое время звучит музыка, затем замолкает.
Чтец. «Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне... [но] родители его любезной, заметя их взаимную склонность, запретили дочери о нем и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя».
Звучит «Вальс» Г. Свиридова, во время которого Марья Гавриловна и Владимир танцуют. Родители бросают уничтожающие взгляды на Владимира, отходят в сторону и садятся на стулья. Владимир берет за руку Марью Гавриловну и пылко смотрит на нее. По окончании музыки чтец продолжает рассказ.
Чтец. Марья Гавриловна и Владимир «всякий день виделись наедине в сосновой роще или у старой часовни. Там они клялись друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Переписываясь и разговаривая таким образом, они дошли до следующего рассуждения».
Владимир. «Если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?» Я умоляю вас венчаться со мной тайно, скрываться некоторое время, а потом броситься к ногам ваших родителей, которые, конечно, будут тронуты нашим героическим постоянством и несчастием и скажут нам непременно: «Дети! Придите в наши объятия».
Марья Гавриловна. Хорошо, я согласна стать вашей женой. Я вижу, что намерения у вас самые честные.
Владимир. Как я счастлив!
Марья Гавриловна. Но, Владимир, для венчания нужны свидетели. Есть ли у вас верные люди, которые помогут решить наше дело?
Владимир. Конечно, это мои друзья – отставной корнет, землемер и юноша, недавно зачисленный в уланский полк. Со священником я договорюсь. Мой кучер Терешка тоже поможет нам. Все останется в тайне. Послушайте, мой план таков. Вечером вы вместе с вашей горничной должны выйти через заднее крыльцо в сад, там вы найдете уже готовые сани. Садитесь в них и поезжайте за пять верст от вашего села в село Жадрино, прямо в церковь. Я буду вас там ожидать.
Марья Гавриловна. Но я должна буду уложить некоторые вещи, написать прощальное письмо родителям. Я извинюсь за свой поступок и напишу, что готова броситься к их ногам, чтобы простили.
Марья Гавриловна и Владимир расходятся в разные стороны. Вновь звучит начало «Вальса», затем музыка замолкает. Чтец обращается к Марье Гавриловне.
Чтец. Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь. Она укладывала белье и платье, написала письмо родителям, которых должна была оставить. Вечером она вместе с горничной вышла из дома. На улице была метель, ветер выл. Они насилу дошли до конца сада. Сани дожидались их в саду. Кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых. Он помог барышне и ее девушке усесться, взял вожжи, и лошади полетели. (Марья Гавриловна уходит.)
Поручив барышню попечению судьбы и искусству Терешки кучера, обратимся к молодому нашему герою.
Владимир (выходит вперед.) Целый день я был в разъезде. Утром был у жадринского священника, насилу с ним уговорился. Потом поехал к соседям помещикам, которых уговорил стать свидетелями. Когда начало смеркаться, я отправил своего надежного кучера Терешку в Ненарадово со своею тройкою и с подробным обстоятельным наказом. Для себя велел заложить маленькие сани в одну лошадь, и отправился в Жадрино, куда через два часа должна была приехать и Марья Гавриловна.
Чтец. Прошу прощения, Владимир, вы поехали один, без кучера?
Владимир. Да, я поехал один. Что же тут странного? Дорога была мне знакома, а езды всего двадцать минут.
Ведущий. Сделаем небольшую остановку в нашем повествовании. Мы не сможем вам показать зимнюю дорогу и вьюгу, в которую попал наш герой. Но в этом нам вновь поможет музыкальная пьесы Григория Свиридова «Тройка». Послушайте, как разнообразны средства музыкальной выразительности в разных ее эпизодах. Сначала музыка звучит спокойно, повествовательно. Мы прислушиваемся к бойкому лепету колокольчика на шее лошади. Никто не предвещает поворота в судьбах наших героев. Но вот внезапный вихрь врывается в звучание пьесы. Это метель, которая своим вмешательством разлучит влюбленных навсегда. Именно из за метели, в которой заблудился один из главных героев повести, ее сюжет повернулся так необычно. Метель оказалась внезапным участником событий в этой повести.
Чтец. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер, и сделалась такая «метель, что он ничего не взвидел».
Во время звучания второй части музыкальной пьесы Г. Свиридова «Тройка» в зале гаснет свет. Луч света выхватывает фигуру Владимира, позади которого танцоры, одетые в белые балахоны, осыпают его кусочками мелко нарезанной бумаги. По окончании музыки возобновляется повествование.
Владимир (почти кричит, преодолевая громкое звучание симфонического оркестра). «В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею». Мне казалось, что прошло уже больше получаса, а я все еще не доехал до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут, а рощи все было не видать. Метель не утихала, небо не прояснялось. Наконец я увидел, что еду не в ту сторону. Уже более часа я был в дороге, Жадрино должно было быть недалеко. Но я ехал, ехал, а полю не было конца. Все сугробы да овраги. Время шло; я начинал сильно беспокоиться.
Чтец. «Наконец в стороне что то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу... Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак деревьев, обнаженных зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.
Но он ехал, ехал, а Жадрина было не видать».
Владимир. Я с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес. Отчаяние овладело мной. Я поехал наудачу.
Чтец. Пели петухи, и было уже светло, как доехал он до Жадрина.
Владимир. Да, но церковь была заперта. На дворе тройки моей не было! (С отчаянным видом хватается за голову и отходит в сторону, затем вообще уходит.)
Чтец. Какое известие ожидало его!
Ведущий. А что произошло в церкви в его отсутствие? И какое такое известие его ожидало?
Чтец. Обо всем вы узнаете немного позже.
Ведущая. А пока возвратимся к добрым ненарадовским помещикам и посмотрим, что то у них делается.








Чтец. А ничего. Старики проснулись и вышли в гостиную, ожидая дочь. Вошла Марья Гавриловна, поздоровалась с папенькой и маменькой. К вечеру она занемогла, открылась сильная горячка, и больная две недели находилась на грани смерти.
Ведущий. И никто в доме не догадывался о ее неудавшемся побеге?
Чтец. Никто. Письма, накануне ею написанные, она сожгла; ее горничная никому ничего не говорила, опасаясь гнева господ. Священник, отставной корнет, землемер, улан и кучер Терешка были молчаливы. Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюжиной заговорщиков. Но Марья Гавриловна сама в бреду высказывала свою тайну. Однако ж ее слова были так несообразны ни с чем, что родители поняли из них только то, что дочь их была смертельно влюблена во Владимира.
Вперед выходят отец и мать.
Отец. Прасковья Петровна, дочь наша Машенька, вероятно, любит Владимира. Что ж тут поделать.
Мать. Верно, это любовь и есть причина ее болезни. Видно суженого конем не объедешь. Да и правду говорят, что жить не с богатством, а с человеком.
Отец. Да, правда. Но вот беда. Вчера я послал приглашение Владимиру приехать к нам, чтобы объявить ему наше решение – согласие на брак.
Мать. И что же?
Отец (показывает лист бумаги). Но в ответ я получил какое то полусумасшедшее письмо! Он сообщил, что ноги его не будет никогда в нашем доме, и просил забыть его.
Мать. Как?
Отец. Вот так, понимай, как знаешь. А сегодня я узнал, что он уехал в армию.
Мать. Ах! Бедная, бедная Маша! (Плачет.)
Родители обнимаются и уходят.
Чтец. Время шло. Наступил 1812 год. Выздоровев, Марья Гавриловна никогда не упоминала о Владимире. Но когда в газетах прочла о том, что он был тяжело ранен в битве под Бородиным, а затем скончался в Москве, она упала в обморок. Вскоре другая печаль ее посетила: отец скончался, оставив ее наследницей всего имения. Но наследство не утешало ее. Вместе с матерью она покинула Ненарадово, место печальных воспоминаний, и перехала жить в друргое поместье.
Ведущая. Сейчас послушайте еще одну известную пьесу Свиридова – «Марш». Она звучит торжественно, как и полагается военному маршу. В ней слышны голоса медных духовых инструментов.
Чтец. Война закончилась. Полки наши со славой возвращались. Народ бежал им навстречу. Появление в провинциальных городах офицера было для него настоящим торжеством!
Звучит «Марш» Г. Свиридова. После его окончания выходят по другому одетые Марья Гавриловна и ее мать.
Чтец. Несмотря на холодность и сдержанность, Марья Гавриловна, как богатая невеста, по прежнему была окружена искателями ее руки. Но все должны были отступить, когда явился раненый гусарский полковник Бурмин с орденом Георгия в петлице.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова. Выходит Бурмин и встает несколько в стороне. Музыка приглушается, затем замолкает. Мария Гавриловна и ее мать выходят вперед и садятся на стулья.
Мать. Полковник Бурмин приехал в отпуск в свои поместья, что по соседству с нашей деревней. Знаешь, Машенька, хоть он и полковник, а ему всего двадцать шесть лет. Он очень милый молодой человек. Ты ему так понравилась.
Марья Гавриловна. Да, я знаю. Он, кажется, нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою.
Мать. Все наши соседи говорят о вашей свадьбе, как о деле решенном. А что, достойный тебя жених.
Марья Гавриловна. Нет, маменька, и не будем более об этом говорить.
Мать. Ну что с тобой делать. Конечно, я вижу, ты бережешь в душе своей память о Владимире, но прожитого не вернешь. Подумай о себе. Да вот к нам пожаловал полковник Бурмин. (Уходит.)
Бурмин (приближается к Марье Гавриловне и останавливается возле нее. Звучит начало «Романса», затем музыка замолкает.) Марья Гавриловна, я искал давно случая открыть вам свое сердце. Уделите мне минуту внимания.
Марья Гавриловна. Я слушаю вас, говорите.
Бурмин (после паузы). Я вас люблю. Я вас люблю страстно. Но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду.
Марья Гавриловна. Эта преграда всегда существовала. Я никогда не могла быть вашею женой.
Бурмин. Знаю, знаю, что некогда вы любили, но смерть и три года сетований... Добрая, милая Марья Гавриловна, молчите, ради бога, молчите! Я – несчастнейшее создание... Я женат!
Марья Гавриловна. Как?
Бурмин. Я женат уже четвертый год, и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли я свидеться с нею когда нибудь!
Марья Гавриловна. Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте, я расскажу после. Продолжайте, сделайте милость.
Бурмин снимает повязку с руки и выходит вперед.
Бурмин. В начале 1812 года я спешил в свой полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель. Мне советовали переждать, но непонятное беспокойство овладело мною. Я не вытерпел, приказал закладывать и поехал в самую бурю.
В зале приглушается свет, звучит пьеса Г. Свиридова «Тройка». Бурмин остается в луче света, а вокруг, осыпая его снегом, кружатся танцоры. Идет немая сцена в сопровождении музыки – Бурмин борется с метелью. По окончании музыки возобновляется повествование.
Бурмин. Все кругом занесено было снегом, ямщик проехал мимо нужной дороги, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. Я увидел огонек вдали и велел ехать туда. Мы подъехали к деревянной церкви. «Сюда! Сюда!» – закричало несколько голосов. Я вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви, другая терла ее виски. «Слава богу, – сказала она, – что вы приехали. Чуть было барышню не уморили». Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажите начинать?» «Начинайте, начинайте, батюшка», – рассеянно ответил я. Девушку подняли, я стал подле перед аналоем. Непонятная, непростительная ветреность!
Марья Гавриловна надевает на голову фату и, опустив голову, становится рядом с Бурминым в луч света.
Бурмин. Священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», – сказали нам. Жена обратила ко мне свое бледное лицо и вскрикнула.
Марья Гавриловна (поворачивается к Бурмину, берет за руки, поднимает к нему свое лицо и кричит). Ай, не он, не он! (Закрывает лицо руками и вновь отступает в темноту.)
Бурмин. И упала без памяти. Я выбежал из церкви, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»
Сцена освещается полностью.
Марья Гавриловна (она вновь сидит на скамейке, сняв фату; говорит взволнованно, схватив Бурмина за руку). Боже мой, и вы не знаете, что сделалось с бедной вашей женою?
Бурмин. Не знаю. Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. Слуга, бывший со мной, умер в походе.
Марья Гавриловна (порывисто встает). Так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин некоторое время стоит неподвижно, потом наклоняется и целует ей руку, а затем опускается на колени. Звучит последняя часть «Вальса». Затем исполнители уходят.
Ведущая. Лирическая прекрасная повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель» сегодня предстала перед нами в сопровождении незабываемой музыки Григория Свиридова.
Ведущий. Писатель не раз высказывал мысль о том, что искусство, особенно литература, предназначено для духовного совершенствования человека. В этом основная миссия искусства.
Ведущая. Недаром в своем стихотворении «Памятник» Пушкин сказал: «...чувства добрые я лирой пробуждал». Мы надеемся, что сегодня, встретившись с героями повести Пушкина «Метель», наши зрители тоже стали чуточку лучше, красивее, вновь и вновь обращаясь к книгам великого писателя.



Страницы: [1] [2]


Если Вы все-таки не нашли своё поздравление, воспользуйтесь поиском

Сохранить поздравление:


Школьные праздники

 Школьные праздники


Трудный путь к счастью
Школьные праздники






У нас нашли

  1. Сценарий юбилея женщины
  2. Поздравления С.8. марта девочкам
  3. Пожелания призывнику
  4. Сценарий 18 летия парня
  5. Пожелания первому учителю
  6. Сценарий юбилея мужчины
  7. Сценарий юбилея 75 лет бабушке
  8. Песня поздравление на свадьбу
  9. Программа на 8 марта
  10. Поздравления с окончанием начальной школы
  11. Шуточные поздравления на свадьбу
  12. Сценка репка
  13. Новогодние тосты для корпоратива
  14. Конкурсы на новоселье
  15. Развлечения на 8 марта
  16. Конкурсы на юбилей 60 лет женщине
  17. 90 летний юбилей
  18. Поздравления с днем рождения
  19. Поздравления с днем рождения в прозе
  20. Частушки на масленицу
  Милая добрая Марья ГавриловнаМобильная версия

Новоселье сценарий Оформление стола на день рождения Песня поздравление на свадьбу Пожелания первому учителю Пожелания призывнику Поздравление с днем рождения женщине проза Поздравления С.8. марта коллегам Проводы на пенсию женщины Сценарий для юбилея Сценарий на 8 марта для взрослых