Поздравления > Сценарии свадьбы > Русские свадебные традиции
Распечатать поздравление Русские свадебные традицииВерсия для печати (lite)
Сценарий русской свадьбыВерсия для мобильных
Страницы: [1] [2]
Русские свадебные традиции


Свадьба на Руси – это целый спектакль, который разыгрывался по определенному довольно жесткому сценарию. Фактически первоначально свадьба воспринималась как магический, неукоснительно соблюдающийся ритуал. Причем от каждых интонации, жеста зависело очень многое. Началом свадьбы в России следует считать сватовство. По просьбе родителей сваха подбирала пару молодому человеку или девушке, договаривалась с ее (его) родителями или выступала свидетелем сговора, а в случае согласия сторон назначался срок смотрин. Иногда сваха выступала просто как посредник, посол к родителям выбранной самим юношей девушки. Могла она и немножко помочь девице с выбором жениха. Уже на этой стадии речи были красивы и слегка зашифрованы, так сказать, чтобы вредные духи раньше времени о задуманной свадьбе не прознали и не навредили. Так что стороны садились в горнице, часто под образами, и, надев символические личины степенных купцов, начинали «торг»:
* У вас есть товар, а у нас – купец, удалой молодец. Не ударить ли по рукам на пользу домам?
ИЛИ:
* У вас есть огород, а у нас – козел. Прознал наш козел дорогу в ваш огород, да без позволения‑то нельзя…
Считалось, что на этой стадии все подслушивающие мелкие злые духи, бесы и прочая вредоносная публика теряли интерес к сугубо деловому разговору и уходили, так что можно было перейти к именам, приданому, срокам. Если предварительная договоренность оказывалась достигнутой, назначались смотрины невесты, ее умений и приданого. Часто молодые на смотринах видели друг друга впервые, особенно если селение большое. Невеста на этой стадии могла отказать жениху, могли отказаться и от невесты. Разумеется, после такого позора ее шансы на выгодный брак резко падали.
На смотринах уточняли размер приданого, срок свадьбы. Свадьбу обычно назначали на осень – время после сбора урожая. А гуляли на свадьбе всем селом, причем приглашения никому не требовались.
То, что крестьяне называли сговором, дворяне называли помолвкой. Часто она фиксировалась документально; предложение невесте делали родители жениха либо он сам, если был в возрасте или имел высокий социальный статус. Во время помолвки жених дарил невесте перстень с драгоценным камнем, как правило, семейную драгоценность, в знак того, что отныне она не свободна. Девиц на выданье впервые вывозили в свет в начале зимнего бального сезона. Это называлось «дебютом». Как правило, дебютантки получали предложение еще до окончания своего первого сезона. Все высшее общество оповещалось о помолвке и дате предстоящей свадьбы. Дата эта зависела от того, насколько готово приданое, или от особенностей службы жениха. Слишком малый период после помолвки считался предосудительным.
Традиционно свадьба дворян справлялась на ближайшем карнавале или приурочивалась к весеннему бальному сезону. Однако приглашались на свадьбу далеко не все. В дворянской семье извещение о свадьбе, приглашение на свадьбу (т. е. на праздничный пир по поводу бракосочетания) и на само бракосочетание синонимами не были. Не являются они таковыми и в наше время.
Извещения о браке – тогда и сейчас – возможны в устной и письменной форме. Эта традиция дошла до наших дней практически без изменений. О бракосочетании извещают не позднее, чем за две недели до торжества. Если же извещаемого хотят видеть в числе гостей на бракосочетании или свадебном пиру, то посылают приглашение, т. е. не просто сообщают дату бракосочетания, но и лично приглашают присутствовать на указанном торжестве. Тогда указывается адрес, а если приглашают на оба мероприятия, указывается двойной адрес – места бракосочетания и проведения свадьбы.
Очень часто из текста приглашения на бракосочетание не ясно, приглашают ли и на свадьбу тоже. Так что надо очень внимательно отнестись к текстам посланий и критически – к готовым открыткам, иначе могут возникнуть ненужные обиды со стороны незваных – действительно или по ошибке воспринявших текст – гостей. Вежливые люди понимают и без обид принимают тот факт, что бракосочетание – мероприятие общественное, а свадьба – скорее, семейное, и на нее не всегда приглашают тех, кто присутствовал на бракосочетании.
Сейчас чаще делают сразу двойное приглашение на оба мероприятия. Лучше пригласить на бракосочетание устно или письменно, а потом напомнить о свадьбе, применив формулировку: «Приглашаем на свадьбу, которая состоится после бракосочетания по адресу… или в таком‑то ресторане. Дата и время».
Ближайших родственников и почетных гостей о дате свадьбы обычно извещают устно, по телефону или лично до того, как выслать им приглашение. Это подчеркнет теплое и почтительное к ним отношение.










Но вернемся к истории. Символическим смыслом свадьбы был переход девушки из рода отца в род мужа, сопряженный со сменой духов‑покровителей. На время перехода девушка теряла покровительство духов отцовского рода, а покровительства духов мужнего рода еще следовало добиться. Поэтому, чтобы злые силы не сглазили и не наслали порчу на нее и ее потомство, совершались охранительные обряды.
Накануне свадьбы девушка завершала все дела, чтобы ничего недоделанного ею в отцовском доме не осталось, прощалась с девичьей жизнью; этот вечер она проводила дома, с родственниками и подружками и обязательно парилась в бане. Утром в день свадьбы ее наряжали в вышитую одежду, украшенную узорами‑оберегами, причесывали; она прощалась с родителями и подругами, иногда дарила им подарки, а с подарками – часть своей девичьей удачи. Практически все действия сопровождались обрядовыми заговорами и песнями.
В доме жениха готовились к «выкупу» невесты. По обычаю, следовало одарить весь род невесты, а не только непосредственных родственников, чтобы духи не гневались. Кроме того, «откупались» и от потенциальных женихов, потерявших невесту, поэтому свадебный поезд – украшенные телеги, запряженные обычно тройками, – по пути к дому невесты жениха ожидали различные препятствия. Например, дорогу перекрывали и требовали денег за право проезда. Отказать было нельзя, а схитрить – можно.
Переговоры с представителями невесты по традиции вел дружка. Он выступал в роли «охраны», выкупал косу невесты (коса – символ девичества, принадлежности отцовскому роду) и место рядом с ней. Тут наступало раздолье для подружек, которые во всю морочили ему голову загадками и требовали подарков.
Затем жениха с невестой усаживали на возвышении (на престоле), вокруг рассаживались в соответствии с их чинами родственники и гости, а родители невесты устраивали новой родне пир. Этот пир был главным. Когда все обиды (если они были) забывались и люди начинали чувствовать себя родственниками, наступало время бракосочетания, т. е. регистрации брака.
У православных официальную силу имеет венчание, которое логически разделяет свадьбу на две части, а пиры давались и в доме невесты, и в доме жениха. Существует ряд правил, которые и в наше время следует соблюдать лицам, желающим закрепить брак венчанием. Нельзя венчаться близким родственникам, атеистам, некрещеным и иноверцам (мусульманам, буддистам и др.), если они не готовы перед венчанием пройти обряд крещения; лицам, состоящим в духовном родстве (например, крестному и крестнице). Надо заранее обратиться в храм, так как венчаться можно не во всякий день. Разрешение на венчание вам дадут, если вы предоставите батюшке необходимые документы, в том числе свидетельство о браке. Потребуются деньги на оплату таинства, два кольца, две большие венчальные свечи, белое полотенце, на которое встают перед аналоем жених и невеста, иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы. Перед венчанием надо вымыться, причаститься и исповедаться.

Бракосочетание на Руси всегда было тесно связано с религией. Вступающие в брак молодые в глазах гостей выполняли волю богов, а значит, становились к ним чуть ближе, чем обычные люди. Ведь недаром же до сих пор христиане употребляют выражение: «Святое таинство брака».

Во время застолья происходило преображение девицы в замужнюю женщину. Свахи, отгородив ее от гостей и мужа куском нарядной ткани, расплетали девичью косу, расчесывали волосы гребнем, смоченным в медовой сыти (воде с медом, а в богатых домах – в меде с вином), укладывали их в виде нескольких кос или жгутов (отсюда и название – «скручивание»). Подпоясывали ее и надевали женский головной убор. С этого момента и до конца жизни женщина не имела права выйти из дома с непокрытой головой.
Затем новобрачных провожали в «спальню», запирающуюся снаружи, как правило, на сеновал, в хлев или баню. С пира молодые уносили с собой курицу, завернутую в скатерть. Это все, что им дозволялось съесть. Иногда смотрели, кто из молодых с какой ноги порог перешагнет: кто с правой, тот и хозяин в доме.

Страницы: [1] [2]

Если Вы все-таки не нашли своё поздравление, воспользуйтесь поиском

Сохранить поздравление:


Сценарии свадьбы

 Сценарии свадьбы


Русские свадебные традиции
Сценарии свадьбы



  Обычаи и традиции русской свадьбыМобильная версия