День святых апостолов Петра и Павла (12 июля (29 июня по ст. ст.) имеет народное название Петров день, в котором слилась в народном представлении память об обоих чествуемых святых. Существовали и другие народные названия этого дня: Петры и Павлы, петровки, петровка‑голодовка, межипарье, праздник солнца, праздник покровителя полей, Петровские жары, играние солнца, Петровские торги, Петровские гулянья, Петровская дань.
День Петра и Павла считался также праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду был известен как покровитель рыбного промысла, а среди приозерных и приречных жителей носил даже имя «рыболова». Рыбаки ему молились об удачном улове и сохранении жизни, служили молебны, а в некоторых местах установился даже обычай ежегодно, в день святых Петра и Павла, собирать «Петру‑рыболову на мирскую свечу», которая ставилась в храме перед его образом. И день этот в некоторых местностях назывался Петры‑рыболовы. К Петрову дню приурочивалась большая часть сделок, заключавшихся между ловцами и рыбопромышленниками, раздававшими ловцам мелкими участками свои воды – отдельно на каждую рыболовную пору. Петровым днем заканчивалась весенняя и начиналась летняя рыболовная пора; завершались расчеты по весеннему лову и заключались новые сделки на лето; устанавливалась новая плата за ловлю (с лодки или с сети) и производилась расценка живого рыбного товара, который ловцы обязаны сдать.
Апостол Петр – один из наиболее чтимых на Руси святых угодников Божьих. Его имя часто встречается в народных сказаниях, в пословицах и поговорках, в духовных народных стихах. На «апостола‑ключаря», которому, по преданию, Господь передал ключи от Царства Небесного, перешли в народном представлении многие черты древнеславянского Перуна‑громовника, низводителя дождей, растителя злаков и творца урожаев. Апостол Петр считался одним из самых надежных покровителей засеянных хлебом («даром Божьим») полей.
В одном из памятников русской литературы рассказывается, например, что шел апостол Петр путем‑дорогой. Притомился, устал, проголодался святой путник. Пришлось проходить ему мимо нивы. И увидели его пресветлые очи человека, пашущего на волах. Обратился к нему апостол и попросил хлеба. Вскинул глаза на просившего пахарь, остановил волов и побежал за хлебом к своему селенью. Умилился душой святой путник и «без него взоравше ниву и насеявше, и прииде с хлебы и обрете пшеницу зрелу».
По народному сказанию, в конце весны – начале знойного лета, в грозовую пору, идет на небесах постройка «чертога райского». Топоры (молнии) сами, без плотников, рубят стены здания нерукотворного, ударяя по тучам, громоздящимся каменными горами; расступается под топорами «облачен‑горюч камень», отверзаются окна‑двери рубленые.
Из‑за той горы, из‑за высокой,
Слышен тонкий голос, тонкий голос.
Топоры звенят, топоры звенят,
Каменья тешут, каменья тешут,
Церковь муруют, церковь муруют,
В три двери, в три двери – в три облака.
У одних дверей идет Сам Господь,
У других дверей – Матерь Божья,
У третьих дверей – святой Петр.
Перед Милым Богом органы играют,
Перед святым Петром свечи горят,
Перед Матерью Божьей роза расцветает,
А из той розы пташка вылетает:
И не пташка то, а Сам Милый Господь, –
поется в старинной русской песне. «Милый Господь» олицетворяет в этой песне солнце. Пречистая Дева заступает здесь на место языческой Лады, апостол Петр поставлен взамен Перуна‑громовника. Горящие свечи – это молнии, гудящие органы – громовые раскаты, расцветающая роза – утренняя заря, из цветка которой и вылетает на небесный простор птица‑солнце.
Если Вы все-таки не нашли своё поздравление, воспользуйтесь поиском
Сохранить поздравление:
|