Когда в компании существует насущный нерешенный вопрос, проблема, стратегия, нуждающаяся в доработке, нужна выработка миссии, корпоратной культуры, наблюдается спад продаж или происходит еще бог знает что, устраивайте «мозговой штурм».
Сразу нужно отметить, что «штурмовая» вечеринка должна быть безалкогольной, но сок, шоколад и пирожные будут очень кстати.
Строго говоря, «мозговой штурм» не может быть организован в рамках обычного застолья, Homo Sapiens устроен так, что, если желудок полон, то вроде бы уже ничего другого и не надо. Поэтому во время интенсивной мозговой работы – только легкая закуска. Иногда неплохо подкреплять организм глюкозой и кислородом.
Как это делается
Обычно «штурм» состоит из двух последовательных этапов: первый – генерация максимально возможного количества идей в предельно сжатые сроки, второй – их всесторонний анализ.
Во время первого этапа участниками должны соблюдаться следующие правила:
• Первое и главное: всякая критика чужих идей запрещается!
• Поощряются все мысли, в том числе и «безумные».
• Чем больше соображений предлагается, тем лучше.
• Каждый участник должен стараться развить или скомбинировать уже высказанные идеи.
• Немедленного обоснования выдвигаемых предложений не требуется!
Один из принципиальных моментов «мозгового штурма» – независимость суждений. За несколько дней до мероприятия участники должны получить формулировку проблемы, продумать изолированно друг от друга варианты решений и выбрать, на свой взгляд, наиболее подходящие. Неплохо заранее распространить и правила проведения «мозгового штурма» – их соблюдение требует внутренней готовности. Элемент независимости можно создать, если предложения будут вноситься в порядке должностного возрастания участников. В этом случае младшие чины смогут высказываться свободнее, без равнения на точку зрения вышестоящих.
Участники
Считается, что оптимальное количество участников – 8–10, максимум 12 человек. Но, как показывает практика, «мозговой штурм» может устраиваться и для 5, и для 25 человек. Если «штурмовиков» много – разбейте их на подгруппы.
В идеале в состав группы должны входить и эксперты в обсуждаемой области, и сторонние специалисты. Зачастую абсурдная с виду мысль служит толчком к дальнейшему продвижению, так как позволяет уйти от шаблонности.
По сути, на стадии генерации идей необходима команда креативщиков‑экстравертов, энергия которых становится главной движущей силой любого «мозгового штурма». С интровертами достигнуть свободного полета мысли в ходе обсуждения будет сложнее.
Опасности
Как правило, среди участников «мозгового штурма» выделяются представители двух крайних вариантов поведения. К первому относятся люди, избегающие риска стать объектом критики и нападок, особенно со стороны руководства. Вторые – это агрессоры, способные всякое обсуждение превратить в ярмарку тщеславия.
Во избежание стихийности необходимо присутствие ведущего – человека, совмещающего функции аналитика и психолога. В этой роли может выступить и руководитель подразделения, которому безоговорочно доверяют сотрудники, и опытный модератор, приглашенный со стороны. Руководитель, проводящий групповые обсуждения, должен уметь побуждать участников к продуктивному взаимодействию таким образом, чтобы у всех возникало чувство сопричастности к найденному решению.
Важные детали
Обстановка во время «мозгового штурма» должна быть непринужденной, доброжелательной и максимально комфортной для всех участников. Играет роль даже форма стола – предпочтительно круглая, для того чтобы «штурмовики» ощущали свое, хотя бы и временное, равноправие. «Театральное» правило о выключении мобильных телефонов должно беспрекословно выполняться всеми, в том числе и самым большим из присутствующих – боссом. Немаловажно: все выдвигаемые идеи должны быть зафиксированы, например, секретарем, сразу после произнесения вслух и затем выставлены на всеобщее обозрение. Аналог классной доски должен присутствовать, во‑первых, чтобы участники не повторялись, а во‑вторых, для рождения в головах «штурмующих» ассоциативной цепочки. Некоторые компании практикуют выезды за город.
Если Вы все-таки не нашли своё поздравление, воспользуйтесь поиском
Сохранить поздравление:
|