Праздник — это, прежде всего, хорошее настроение. Чтобы праздник не был скучным и однообразным, ему необходим сценарий. Сценарий поможет провести праздник, торжество по-настоящему весело.
Каждый, кто занимается организацией досуга, очень нуждается в сценариях тематических и развлекательных вечеров, конкурсов команд КВН и пр. Казалось бы, за долгие годы никаких тайн в КВН для его организаторов не осталось. Однако и у опытных, и у начинающих организаторов, и у участников конкурсных команд возникает много вопросов. Опытные авторы знают это и, как правило, стараются предварить сценарии рекомендациями постановщиков. Обобщив многие рекомендации и проверив их на практике, предлагаем свои полезные советы, а также методические и сценарные разработки по организации и проведению веселых праздников.
СЦЕНАРИИ В СТИЛЕ КАМЕДИ КЛАБ
Сценарии вечеринок, капустников, КВНов и других мероприятий так называемого клубного характера в недавно еще непривычном для постсоветского пространства стиле — Камеди Клаб.
Вам уже знакомо это словосочетание? Вы смотрите телепередачи с таким названием?
А знаете ли вы точно, что это за явление в культуре или, если хотите, в субкультуре? Приблизительно? Тогда приглашаем на непродолжительную лекцию.
Реклама, футбол, секс, офисные интриги, начальники и подчиненные, новости, светская жизнь, отношения — все это просто предмет для шуток для ребят из «Камеди Клаб». Осторожно, они опасны! Дерзкие, молодые, талантливые комики новой волны не признают никаких авторитетов, приличий и правил. Они запросто могут обсмеять любую звездную персону — даже если она сидит в зале. Несмотря на этот факт, на представлениях Камеди Клаб всегда много знаменитостей. Ведь здесь не только артисты, но и зрители в зале находчивы и остроумны. И часто в процессе шоу рождаются новые шутки, которые потом подхватят офисы и улицы.
Этот новый для российского телевидения жанр стен- дап комеди (stand-up comedy) — давно неотъемлемая часть мировой культуры. В афише развлечений Лондона, например, не менее пятидесяти мест, где можно посмотреть представление подобного рода. Возникшая в шестидесятых годах прошлого века в США на волне антивоенных настроений по поводу Вьетнама, стендап комеди и сейчас во многом бунтарский жанр, противник всего официального и скучного. С комических представлений начинали свою карьеру Джим Керри, Эдди Мерфи, Вупи Голдберг (шоу Вупи и сейчас идет на Бродвее). О звездах стендапа сняли фильмы Боб Фосс и Милош Форман («Ленни» с Дастином Хоффманом и «Человек на Луне» с Джимом Керри).
Юмор — дело очень живое. Еще никому не удавалось просто взять и вырастить звездную команду юмористов с нуля. Нельзя поставить задачу: даешь через три месяца команду Monty Python. Это не продюсируется.
Все успешные комедийные брэнды складывались и развивались в пространстве сами. Появлялись люди с особым представлением, каким должен быть юмор сегодня. Со временем их подхватывали средства массовой информации, прежде всего телевидение, и эти люди превращались в настоящих звезд.
Традиция западного жанра стендап комеди у нас была всегда, но в «совковом» виде. Юмор существовал в концертном зале «Россия»: огромная сцена, огромный зрительный зал, солидно одетые люди дружном смеются над шутками Задорнова или Жванецкого. Или КВН: вечер молодежной самодеятельности в доме культуры после работы.
В чистом виде выступлений юмористов поздним вечером в непринужденной клубной обстановке перед выпивающей и закусывающей публикой у нас не было. Но стендап комеди неизбежно должны были появиться. Люди со свободными деньгами и временем начали ходить в клубы. И что там? Выступление «Фабрики звезд» и громкая музыка. Не все любят громкую музыку и «Фабрику звезд».
В стендап комеди идет обязательный контакт с залом. Есть приглашенные известные гости. И многие шутки связаны именно с ними. В зале разговаривают — ребята отвечают. С места подается реплика. Артист останавливает свой монолог и начинает отыгрывать. Отыграв, возвращается к монологу.
Отсутствует театральный стандарт «актер и кулисы». Ребята выходят на сцену прямо из зрительного зала. В «Камеди Клаб» есть отдельная рубрика: «Специальный гость». Любой желающий, кому есть что показать, может договориться с редактором и выступить в этом блоке.
Не стоит забывать, что любое юмористическое шоу или вечер позиционируется как подготовленное юмористическое зрелище, которое оценивается определенным количеством специально приглашенных людей, а стендап — это изначально шоу клубного формата, которое оценивается всеми зрителями. Отчасти этим объясняется наличие ненормативной лексики в клубных выступлениях: во-первых, есть множество шуток, в которых такая лексика уместна и без нее шутки будут просто-напросто непонятны; во-вторых, мат со сцены в любом случае привлечет внимание зрителя в зале на исполнителя, ну и, в- третьих, всем известно и неоднократно речено редакторами многих развлекательных проектов, что «нет ничего смешнее, чем слово «ж.„» со сцены», но в иных жанрах стараются вызвать такой же по силе смех, не используя шуток ниже пояса, а стендап себя в этом направлении не ограничивает.
При более внимательном рассмотрении можно заметить, что тематика шуток также различается. В обширных юмористических программах юмор ориентирован на более широкую аудиторию и объект юмора должен быть известен и знаком всем, в клуб же приходит определенная группа людей, со своими интересами и, что самое главное, они приходят отдыхать, поэтому в стендапе сведены к минимуму бытовые темы. Таким образом, клубный юмор основывается на интересах и повседневном окружении конкретных посетителей конкретного клуба. Характерный пример: когда делается пародия на известную передачу, в обычном проекте делается расчет на то, что ее смотрели зрители, хорошо представляют, о чем она и какие у нее особенности, а в стендапе — на то, что зрители хорошо знают ведущего.
Когда многие давние ценители, например КВН, говорят, что из КВНа практически исчезла импровизация и доминирует постановочность, они не совсем правы — она не исчезла, она просто перешла в другой жанр и формат, где прекрасно себя чувствует, ведь импровизация — это одна из основных составляющих стендапа, когда резидент не просто свободно общается с залом, но и корректирует свое выступление по ходу действия, ориентируясь на зал.
«Камеди Клаб» на ТНТ сделан в лучших традициях стендап комеди. Ощущение, что ты на дружеской вечеринке, где собрались занятные и очень разные персонажи: хулиган, светская барышня, карьерист, плейбой, девушка-отлични- ца... Они выходят на небольшой пятачок сцены прямо из зрительного зала, по пути перебрасываясь словечками с окружающими, делая комплименты, прося прикурить. Комики — часть своей аудитории, они живут такими же интересами. Их цель — завести публику, а не выступить, отыграв заученную программу.
«Камеди Клаб» — живой юмор в стиле реалити. В одних телепрограммах комик объясняет шутки: смеяться после слова «лопата». В других — произносит шутки медленно, чтобы дошло даже до жирафа. В «Камеди Клаб» объяснений и времени подумать нет. Шутка рождается прямо на глазах публики. Зрители в «Камеди Клаб» не статисты, но соучастники шоу. Реплики из зала приветствуются. Каверзные и неприличные вопросы — тоже.
Клубная атмосфера позволяет шутить на актуальные темы и использовать при этом ненормативные выражения.
Подводя итог, хочется сказать, что и КВН, и стендап как жанры имеют право на существование и на своего зрителя.
СОВЕТЫ ПО ПОСТАНОВКЕ СЦЕНАРИЕВ
Не все участники могут хорошо петь. Поэтому все песни в спектакле должны исполнять только те, у кого есть данные. Петь можно под караоке или под минусовки. Рекомендую обязательно записать фонограмму на диск или на аудиокассету. Опыт показывает, что спеть вживую не всегда удается, так как участники постановки могут сбиться, забыть слова и т. д. А под фонограмму роль может исполнить любой сотрудник, даже не имеющий музыкального слуха.
Немаловажную роль играют костюмы «артистов». Здесь можно проявить смекалку, но лучше взять костюмы напрокат, тем более, что фирм, предоставляющих эту услугу, в Интернете рекламируется достаточно.
Если Вы все-таки не нашли своё поздравление, воспользуйтесь поиском
Сохранить поздравление:
|