А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Распечатать поздравление Колокола РоссииВерсия для печати (lite)
Школьные праздники РоссииВерсия для мобильных
Страницы: [1] [2]
Колокола России



(23 февраля – День защитника Отечества)
Действующие лица: ведущий, чтец, участники инсценировки – Александр Невский, горожанин, парень, девушка.
Предварительная подготовка. Готовятся задники и костюмы для сценки «Александр Невский в Великом Новгороде». Чтобы в момент выхода Александра Невского создать тревожную обстановку, можно подсветить сцену красным фотофонарем. С помощью эпидиаскопа проецируется задник аудитории, в которой происходит мероприятие.
Необходимое оборудование: фонозаписи колокольных звонов, слайды с изображением русских храмов и колоколов, связка валдайских колокольчиков, плакаты с изображениями старинных русских знамен, костюмы для участников инсценировки.

Ход мероприятия

Выходит ведущий.
Ведущий. Сегодня мы отмечаем важный праздник – День защитника Отечества. Это праздник для тех, кто с оружием в руках защищал свободу и честь Родины и кому еще предстоит выполнить этот священный долг. Каждый знает, каковы успехи вооруженных сил нашей страны. На Россию часто нападали враги. Заманчива для захватчиков наша страна – много в ней природных богатств, много работящих людей с умелыми руками и умными головами. Но всегда на страже стоят воины – солдаты, сержанты, офицеры, моряки и ракетчики, десантники и пехотинцы, танкисты и летчики. Познакомимся сегодня с интересной страницей русской военной истории!
Звучит мелодия известной военной песни, затем музыка несколько приглушается. На заднике сцены можно спроецировать изображение картины или фотографии нужной тематики.
Всем хорошо известно, какую роль в нашей армии выполняло искусство – бодрые маршевые песни согревали солдат, а лирические напоминали о доме, о тех, кто ждет солдата. Заглянем в самую глубь нашей истории и познакомимся еще с одной важной стороной народного творчества – с русскими колокольными звонами.
Звучит колокольный перезвон.
Колокол в древней Руси имел большое значение. Его удары отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула.
Послушаем начало увертюры композитора Модеста Петровича Мусоргского «Рассвет на Москве реке». Представьте себе раннее летнее утро. Над рекой поднимается густой туман и обволакивает все вокруг. Но среди этого тумана мы слышим удивительные звуки, петушиное пение, пастуший рожок, которые передают инструменты оркестра, но главное – перезвон колоколов. Богата была монастырями и храмами русская столица! Почти каждый храм имел свою звонницу. Голоса колоколов, сливаясь в едином порыве, создавали удивительный ансамбль, который попытался выразить композитор звуками симфонического оркестра.
Слушается отрывок и увертюры М.П. Мусоргского и одновременно показываются слайды с изображением колоколов или русских храмов. Затем музыка несколько приглушается.
Ведущий. Какая картина возникла в вашем воображении, пока звучала увертюра Модеста Петровича Мусоргского « Рассвет на Москве реке »? Вы услышали тревожное звучание большого колокола и звонкие, перекликающиеся голоса малых колоколов. Музыка звонов так красива и необычна, что композиторы часто передавали в своих произведениях подлинное ее звучание. Для оркестра придумали специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, легкого да басовитого, гудящего. Этот музыкальный инструмент так и назвали – «колокола». Вы знаете, как появились на свет колокола? С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались «ботала». Свою задачу они выполняли исправно – отгоняли от стада хищных зверей. Специально отливать колокольчики стали в Италии. По преданию, еще в IV веке один монах заболел, пошел в лес за целебными травами, устал и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку, скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. Монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. На итальянском языке слово «цветок» произносится «кампана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом, «кампанула», что по русски означает «колокольчик». На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам. Но в конце XV века русские мастера сами овладели секретами создания «кампанул» да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов.
Показ слайдов с изображением разных видов колоколов.
К производству колоколов отливщики относились с большим уважением. Перед тем как начать отливать колокол, мастера сначала ходили в баню, где мылись, одевались в новую чистую одежду, молились, просили разрешения у Бога, чтобы он помог им в работе. И только потом приступали к созданию сплава и отливке колокола. Наши русские колокола получались такими звонкими, что им во всем мире не находилось равных! На огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких либо важных событиях. В народе с любовью и гордостью относились к колоколам. О них создано много легенд и сказаний. Праздничный колокольный звон в народе с нежностью называли серебристым или малиновым. Послушайте, какие разнообразные были звоны.
Звучат фонозаписи колокольных звонов.
Для колоколов стали строить специальные помещения – звонницы.
Идет показ слайдов с изображением звонниц.
Звонницы представляли собой деревянные щиты под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера, каждый из которых имел свой голос. Все они были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, массивные имели звук густой и мощный, далеко разносящийся кругом, небольшие, изящные колокола звенели нежно и звонко.
Показ слайдов и слушание фрагмента праздничного звона.
Затем стали возводить колокольни, которые поднимались выше остальных домов, поэтому звон был особенно хорошо слышен на большие расстояния.
Показываются слайды и слушаются фонозаписи.
Самая известная колокольня в России – Ивана Великого находится на территории Московского Кремля. Самый большой в мире колокол, который, правда, никогда не звонил, тоже находится в Московском Кремле у подножия колокольни Ивана Великого. Его так и называют – Царь колокол. Весит он около двухсот тонн.
Показ слайдов с изображением Царь колокола.
Всех, кто приходит на экскурсию в Московский Кремль, колокол удивляет своими размерами. Музыканты, которые создавали колокольный звон, достигали большого мастерства в своем искусстве – на каждое событие придумывали свой звон. Каждый звон имел свой характер и значение, нес особое настроение. Звон, который торжественно рассказывал о доброй, благой вести, назывался «благовест», по праздникам плыл в небе «красный звон», то есть красивый, а ежедневный звон – будничный перезвон.
Как было запомнить звоны, как их записать? Нотной записи тогда не существовало. Чтобы легче было запомнить колокольные перезвоны, разнообразную колокольную музыку, звонари придумывали разные попевки, которые подходили под тот или иной звон.
Демонстрирует мелодии разного ритма, подыгрывая колокольчиками.
«Мы печем пирог, мы печем пирог» – выводит медленно звонарь, четвертными и половинными нотами, «А мы в саду гуляли, а мы в саду гуляли – более быстро, а потом – скороговоркой. Так они звучали целым оркестром.
Слушается запись колокольного перезвона.
У меня на столе совсем маленькие колокола. Их применяли в ямщицких повозках. Ямщицкие колокольчики выпускались трех видов. Поддужные прикреплялись к дуге конной упряжки, подшейные украшали лошадиную сбрую. А еще изготовлялись круглые закрытые колокольцы в виде шариков, они назывались «бубенчики». Процесс производства колоколов считался секретным, но в старину почти на каждой крупной российской дороге имелось селение, в котором отливались ямщицкие колокольчики. Самыми знаменитыми были колокольчики, отлитые в городе Валдае, расположенном на полпути из Москвы в Петербург. Об этих колокольчиках даже сложена народная песня:

Вот мчится тройка почтовая
По Волге матушке зимой,
И колокольчик – дар Валдая –






Звенит уныло под дугой. Звоном валдайских колокольчиков восхищался Александр Сергеевич Пушкин. Люди, когда слышали их звон, знали: едет мимо тройка, то ли на почту, то ли гостей везет. О происхождении самых знаменитых валдайских колокольчиков, тех, что отливались в городе Валдае, существует интересная легенда. В 1478 году по приказу московского князя Ивана III в Великом Новгороде сняли вечевой колокол и перевезли его в Москву. Колокол благополучно добрался до столицы, где был затем перелит в другие колокола. Но легенда гласит, будто по дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор, сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики. Красивая легенда, верно? Но вернемся к колоколам большим – сторожевым, набатным, возвещавшим тревогу и призывавшим людей на объединение против захватчиков. Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия. Например, один из колоколов колокольни Ивана Великого назывался «Медведь», а другой «Ревун». Как вы думаете, какими голосами звонили «Медведь» и «Ревун»? (Ответы детей: «низкими», «громкими», «тяжелыми».) Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот угрожал русской земле. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой. В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого, потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. При какой либо угрозе дозорные били в большой колокол. Голос колокола нес тревогу, сообщение об опасности. Всем нам хорошо известна народная песенка о том, как загорелся кошкин дом. Кто напомнит ее начало? Верно, она начинается словами «Бом бом, тили бом, загорелся кошкин дом». Обратите внимание – начальные слова «бом бом» имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре. Еще в стародавние времена колокола извещали о страшных событиях: о набегах на русскую землю кочевников, о начале войны с захватчиками, о том, что пора собираться русским людям в ополчение народное, чтобы отстоять свою землю от инородцев, посягнувших на ее честь и свободу. Попытаемся с помощью театрального действия перенестись в средневековую Русь. Перелистаем страницы русской истории. Итак, начало XIII века. Русь задыхается под татаро монгольским игом. Южная часть русского государства изнемогает от жестокости завоевателей, а с севера – новая беда: идут на страну шведы да немцы. Но Русь всегда была богата героями. В 1240 году князь Александр Ярославович наголову разбил отряд шведских рыцарей. Битва эта произошла на реке Неве, а победитель князь получил за это легендарное прозвище Александр Невский. Через два года крестоносцы захватили Псков и двинулись дальше – на город Великий Новгород. Встревоженные новгородцы созвали городское собрание – вече, о котором людям сообщил новгородский вечевой колокол. Начинается инсценировка «Александр Невский в Великом Новгороде». Под колокольный перезвон входит массовка – ребята, изображающие городскую толпу. На возвышение вбегает горожанин. Горожанин. Слушайте меня, люди вольные, новгородцы! Пришла на Русь беда великая! Злые крестоносцы явились из неметчины и захватили Псков. Они бесчинствуют, не щадят ни старого, ни малого. Что будем делать? Парень (из массовки). Что тут долго думать? Соберем войско! Неужто не сумеем врагам ответить по русски! (Толпа одобрительно шумит.) Горожанин. Верно, новгородцы! Только вот беда – нет у нас доброго предводителя. Тот воин и славен, да стар, а другой храбр да слишком молод. Долго думали мы со старшинами и решили призвать править войском нашим князя Александра по прозвищу Невский. Парень. Что за полководец такой выискался? Из каких будет? Девушка. Молчи уж, невежда. Нынче каждый об Александре слышал. И двух лет не прошло, как выиграл он сражение на реке Неве. Об этом сражении даже песни слагают. А и было дело на Неве реке, На Неве реке, на большой воде. Там рубились в войске воинском За великую землю русскую. За собою войско вел Александр. Были силы в войске богатырские. Как налево махнут – станет улица, А направо махнут – переулочек. Не уступим мы землю русскую, Кто придет на Русь, будет побежден. М. Давыдова Горожанин. Да вот он и сам к нам пожаловал. Расступись, народ, дай дорогу полководцу. Массовка раздвигается, уступая дорогу Александру Невскому. Он поднимается на возвышение. В руках у него большой меч. Парень. Прихожанина полководцем ставят новгородским ополчением управлять! Где это видано! Не хотим Александра! Не люб ты нам! Толпа (восклицает). Не люб! Не люб! Александр (поднимает руку, шум стихает). Не полюбовником пришел я к тебе, господин Великий Новгород! А пришел из за того, что беда на Русь надвинулась. И не время сейчас спорить, кто кому люб. Будет войско – поведу его. Там, у Вороньего камня, и врагов встретим, отпор держать станем. Будем делать три полка, а один полк – засадный. Коли заманим врагов в тяжелых доспехах на наш бой рукопашный, так тем полком засадным и ударим. Горожанин. Правду говорит князь. Парень. Ай да Невский! Собирай полки! Веди нас, Ярославич! Александр. На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу! Бей, колокол новгородский, созывай народ под знамена русские! Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля! Звучит хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Позади Александра поднимаются плакаты с изображением старинных русских знамен. Александр ставит меч острием вниз, придерживает его за рукоятку и слегка отводит его в сторону, как на известном триптихе «Александр Невский» художника Павла Корина. Толпа переминается с ноги на ногу и подпевает хору. По окончании музыки все уходят. Ведущий. В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки, на которые приезжают любители этого прекрасного вида народного искусства. Чаще всего такие праздники устраивают в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»: в Суздале, Ростове Великом. Эти города известны своими чудесными колоколами. В праздничные дни в городах звучат колокола, и над родной землей плывут волшебные мелодии колокольной музыки, которая своим звучанием помогала народу объединиться, чтобы встать против врагов страны. Так колокола России внесли свой вклад в многочисленные победы русского оружия.

Страницы: [1] [2]

Если Вы все-таки не нашли своё поздравление, воспользуйтесь поиском

Сохранить поздравление:


Школьные праздники

  Школьные праздники


Колокола России
Школьные праздники



  Школьные праздники России списокМобильная версия



Яндекс.Метрика