А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Поздравления > Христово Воскресение - Пасха > История праздника Пасхи
Распечатать поздравление История праздника ПасхиВерсия для печати (lite)
Версия для мобильных
Страницы: [1] [2]
История праздника Пасхи




Возникновение традиции празднования Пасхи связано с пророком Моисеем, который установил этот праздник в оз­наменование исхода евреев из Египта. В этот день предписывалось ритуаль­ное жертвоприношение ягненка мужского пола без порока возрастом один год, которого надлежало пожарить на огне и употребить в пишу без преломления костей вприкуску с опресноками и горькими травами в семейном кругу на про­тяжении пасхальной ночи. Когда произошло разрушение храма в Иерусалиме, то осуществлять ритуальное жерт­воприношение уже не могли, в связи с чем иудеи в Песах едят лишь опресноки — мацу.
Последние Евангельские события происходили в пас­хальные дни, в частности, если судить по словам Иоанна и описаниям некоторых Евангелий, иудеи Иерусалима от­мечали Пасху как раз в день казни Спасителя. В те же дни первосвященники попросили Понтия Пилата установить стражу у того места, где находилось тело Иисуса, чтобы ученики последнего во исполнение его предсказания о вос­кресении через 3 дня не украли тело своего учителя. Как известно, в те же дни к женам-мироносицам, направляю­щимся к гробнице Христа, спустился ангел и сообщил, что Христос воскрес.
После Пятидесятницы христиане стали проводить пер­вые литургии, которые по форме были подобны иудейской Пасхе так же, как установленное Иисусом Таинство Евха­ристии. Литургии осуществлялись в качестве Тайной Вече­ри — Пасхи страданий, связанной с Крестной смертью и Воскресением Христа. В итоге Пасха превращается в пер­вый и основной христианский праздник.
 
Начиная со II в. торжество становится ежегодным во всех Церквях, хотя со временем проявились различия традиций Римских и Александрийских церквей с церквя­ми Малой Азии, поскольку последние праздновали Пасху по иудейскому обычаю, а на Западе ее отмечали в первый воскресный день после еврейской Пасхи. В результате появилась настоятельная потребность в решении воп­роса о дне празднования Пасхи, для чего Константином Великим в 325 г. был созван Собор епископов, вошедший в историю под названием Первый Вселенский, или Ни- кейский. В ходе мероприятия было запрещено отмечать Пасху вместе с иудеями, хотя кое-какие малоазийские церкви продолжали следовать древнему обычаю. Позднее Антиохский собор признал «иудействующих» еретиками и отлучил от церкви.
Название Пасха для обозначения именно Воскресения Христова вошло в обиход лишь в V в. Впоследствии день Пасхи становился все более значительным праздником из всех праздников богослужебного календаря, поэтому его называли «царем дней», «праздником праздников».


Величайший из христианских праздников – Святая Пасха является вместе с тем и любимейшим народным праздником, когда душа русская как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви, и когда люди всего больше чувствуют живую, сердечную связь с великим Искупителем мира. На церковном языке Святая Пасха называется торжеством из торжеств, и название это как нельзя больше соответствует общенародному воззрению на этот праздник. Еще загодя начинал православный люд готовиться к этому торжеству, чтобы встретить его достойным образом, с подобающим благолепием и пышностью. Но особенно деятельно хлопотала и приготовлялась деревня, где живее чувствовалась связь со старинными обычаями. В продолжение всей Страстной седмицы крестьяне, что называется, не покладали рук, чтобы соскоблить, вымыть и вычистить обычную грязь трудовой обстановки бедных людей и привести свои убогие жилища в чистенький и по возможности нарядный вид. Мужики с первых же дней Страстной недели заготовляли хлеба и корм для скотины на всю Светлую седмицу, чтобы в праздник не приходилось хлопотать и чтобы все было под рукой. А бабы и девушки хлопотали в избах: белили печи, мыли лавки, скоблили столы, вытирали мокрыми тряпками запыленные стены, обметали паутину. Разгар бабьих работ выпадал на Чистый четверг, который признавался не просто днем Страстной недели, а каким‑то особенным угодником Божьим, покровительствующим чистоте и опрятности.
В этот день, по народному убеждению, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании и бабы считали своим долгом мыть ребят, а иногда и поросят, а также чистить избы. «Если в Чистый четверг вымоешь, – говорили они, – весь год чистота в избе водиться будет». Девушки мылись в Чистый четверг, твердо веруя, что если на утренней заре хорошенько вымыться, вытереть тело полотенцем и отдать затем это полотенце оброшнику, то от женихов отбою не будет, и в самом скором времени непременно выйдешь замуж. Кроме всеобщего мытья, крестьяне старались приурочить к Чистому четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делалось на том же основании, как и мытье избы: Чистый четверг сохраняет мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться со следующей короткой молитвой: «Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время».
Покончив с убранством избы, бабы приступали обыкновенно к стряпне. В богатых домах жарили и варили живность, пекли куличи, украшая их мармеладом, монпансье и другими цветными конфетами. В бедных же семьях эта роскошь считалась не по карману, и здесь куличи, в виде обыкновенной, без всякой сдобы, булки, покупались у местных лавочников или калачников. Но так как калашники развозили по деревне свои куличи примерно за неделю или за 3–4 дня до праздников, то на пасхальном столе крестьянина‑бедняка обыкновенно красовалась плоская и твердая, как дерево, булка, ценой не свыше пятиалтынного или двугривенного. Но бывали, впрочем, случаи, когда крестьяне не могли позволить себе и этой роскоши, не выходя из бюджета. Таким беднякам обыкновенно приходили на помощь более богатые родственники, которые, из чувства христианского милосердия, не допускали, чтобы Светлый праздник омрачался «голодными разговинами», да еще в родственной семье. Впрочем, и посторонние не отставали от родственников, и в Страстную пятницу совсем не редкость было видеть шныряющих по селу баб, разносящих по домам бедняков всякие припасы: одна принесет молока и яиц, другая творогу и кулич, а третья, гляди, притащит под фартуком и кусок убоины, хотя и накажет при этом не проговориться мужу (в деревнях убоиной распоряжался мужик, и баба без спросу не смела подступаться к мясу).
Что касается мужиков среднего достатка, то они, хотя и не прибегали к помощи зажиточных соседей, но редко обходились без займов, а еще охотнее продавали что‑нибудь из деревенских продуктов (дрова, сено, мятую пеньку и прочее), чтобы разжиться деньгами и купить четверть или полведра водки, пшеничной муки для лапши и пшена на кашу. Но вырученные деньги расходовались бережно, с таким расчетом, чтобы было на что «купить Богу» масла и свечей и заплатить священнику.




Страницы: [1] [2]

Если Вы все-таки не нашли своё поздравление, воспользуйтесь поиском

Сохранить поздравление:


Христово Воскресение - Пасха

  Христово Воскресение - Пасха


История праздника Пасхи
Христово Воскресение - Пасха



  Мобильная версия



Яндекс.Метрика