А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Поздравления > Русские праздники и традиции > Последние «назимние» праздники (Казанская и Дмитриев день)
Распечатать поздравление Последние «назимние» праздники (Казанская и Дмитриев день)Версия для печати (lite)
Поздравление с дмитриевым днемВерсия для мобильных
Страницы: [1] [2]
Последние «назимние» праздники (Казанская и Дмитриев день)




Веселый и сытый октябрь‑свадебник подошел к концу и привел на деревенскую Русь последние «назимние» праздники – Казанскую (4 ноября (22 октября по ст. ст.), день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы) и Дмитриев день (7 ноября (26 октября по ст. ст.), день памяти святого Димитрия Солунского).
«До Казанской – не зима, с Казанской – не осень!», «Что за осень, коли гусь на лед выходит!», «Осень говорит: озолочу! А зима – как я захочу! осень говорит: я поля в сарафан наряжу! А зима – под холстину положу, весна придет, покажет!», «Осень прикажет, а весна – свое скажет!», «Считай, баба, цыплят по осени, а мужик – меряй хлеб по весне!», «Осенней озими в закрома не положишь!», «Осень‑то – матка: кисель да блины! А весна – мачеха: сиди да гляди!», «На Казанскую и у воробья – пиво, а по весне и у мужика хлеба вдоволь – дивное диво!», «До Казанской и у вороны – копна, а зима придет – все с гумна приберет!», «Не будь осенью торговать, будешь к весне хлебом богат!», «Осенью и нелюбого гостя всякой снедью потчуют не напотчуются, а к концу зимы и любой куска хлеба напросится!» – гласит народная мудрость.
С 4 ноября ждет деревенский люд со дня на день прихода лютой стужи: «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцами дорожку кажет!», «Что Казанская покажет – то и зима скажет!», «Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит!», «Выезжаешь с Казанской на колесах, а полозья в телегу клади!», «И зиме до Казанской устанавливаться заказано!», «Со Казанской у нас‑тепло морозу не указ!»
С этой поры, по приметам деревенских погодоведов, набирают силу зимние морозы, все крепче за землю начинают держаться. «О Казанской мороз невелик, да стоять не велит!» – молвит о них простонародное слово. «Казанские морозы железо не рвут, птицу на лету не бьют, а бабу за нос хватают, мужика за уши пощипывают!», «Идет на двор мороз, а в кармане денежки тают!», «С назимней Казанской скачет морозко по ельничкам, по березничкам, по сырым берегам, по веретейкам!», «Невелик мороз, да краснеет нос!», «Сказывали бабы, что и на Казанскую в старые годы мужик на печи замерз!», «С Казанской – мороз подорожным‑одежным кланяться велит, а к безодежным сам в гости ходить не ленится!» Близится, надвигается студеная зимняя пора, и в одну ночь зима может установиться. По примете, когда большой урожай, тогда и «зима строгая». Всякий добрый хозяин заботливо запасался теплом на зиму: завалинки вокруг избы заваливал, щели конопатил, о дровах подумывал. Если по одной старинной прибаутке – «Батюшка‑Покров не натопит хату без дров», то по другой – «Матушка Казанская спросит хворосту вязанку».
С давних пор на Руси в обычае было заканчивать к осенней Казанской все строительные работы. Плотники, каменщики, штукатуры, землекопы – все к этому времени сдавали по подрядам работу, брали расчет у хозяев‑подрядчиков, домой в деревню собирались. «На Казанскую у хозяев и пузатая мошна худеет, а у работника – тощая толстеет!» – говорит поговорка, приуроченная к этому обычаю. «И рад бы хозяин поприжать батрака, да Казанская на дворе, она, матушка, всей ряде голова!», «Не обсчитывай, рядчик, подряженного: Казанская молчит, да все видит, все Богу скажет!», «Потерпи, батрак, и у тебя на дворе Казанская будет!»
На Казанскую и у наемщиков‑подрядчиков, и у батраков существовал обычай служить молебны в церкви. Первые приносили благодарственную дань Богу за благополучный исход работы: «В ком есть Бог – в том есть и стыд!», «Обидящим Бог судья!», «От Бога отказаться – к сатане в работники назваться!», «С Богом начал, с Богом и конец верши!» Вторые – собираясь домой, благословлялись в путь‑дорогу: «Без Бога – не до порога!», «Выйдешь, не благословясь, – добра не жди!»
Многие уходящие с весны до поздней осени из своих деревень на промысел крестьяне спешили воротиться к назимней Казанской домой. На радостях к этому дню варили по деревням пиво, гулял, веселился рабочий люд, сбросивший с плеч тяготы подневольного наемного труда.
Во многих местах 3 ноября справлялись всем приходом местные престольные праздники. «Один день престол справляли, на другой опохмел держали, на третий – снова здорово!..» – подсмеивалась деревня над неумеренными любителями веселого празднования. «Сегодня праздничали, завтра праздничать станем, послезавтра – зубы на полку!», «То и не праздник, как никто не обопьется!»







Сметливые торговые люди знали, когда у трудового человека деньги в карманах водятся, на вольную волю просятся: наезжали на Казанскую торгаши в праздничные села, раскладывали кибитки с товарами, ставили палатки, жителей в соблазн и в расход вводили. Твердо помнили они свое правило: «Не обманешь – не продашь», а веселый, празднующий человек и то, чего не надо, купит. Немало у торговцев было в запасе прибауток, чтобы заставить разгулявшегося мужика подороже дать: «Не по купцу товар, купило, видно притупило!», «Купил бы село, да в кармане голо! Завел бы вотчину, да купило скорчило! Купильце что тонкое шильце – как раз ему носок отломишь!» С днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, Дмитриевым днем, связано в народном представлении воспоминание о Куликовской битве (1380 г.) и поминовение павших во время нее на поле брани. «Дмитровская суббота» установлена в православном обиходе по почину преподобного Сергия Радонежского, чудотворца, великим князем Дмитрием Донским. Царь Иван IV Грозный подтвердил это особым указом и повелел в этот день «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». Таким образом, Дмитриев день праздновался на Руси не только в честь святого Димитрия Солунского, но и в память великого князя Дмитрия Донского. Неделя, начинавшаяся с Дмитриева дня, во многих местах народной Руси слыла за «дедову родительскую». «На дедовой неделе и родители вздохнут!», «Живы родители – почитай, а умерли – поминай!», «Покойника не поминай лихом, а добром – как хочешь!», «Не век жить, а век поминать!», «Кто чаще поминает, тот меньше согрешает!», «Застанешь – пиво пьешь, не застанешь – пивцом помянешь!», «Какова была Маланья – такого ей и поминанье!», «Добром поминай, зло забывай!», «Земля навоз помнит, а человек – кто его кормит!» – такими словами народ свидетельствовал о том, как он помнил и чем помилал отошедших в иной мир. «Как родители жили, так и нам велели!», «Родители родили – себя поминать деток благословили!», «Русский человек без родни не живет!», «Мужик своей родней крепок!», «Бедная родня краше чужого богатства!», «Родительское благословение – лучшее имение!», «Помянешь родителей – на сердце легче станет!», «Тот круглый сирота, у кого и помянуть некого!» – можно было услышать мудрое народное слово. Дмитровская родительская является одной из почитаемых в народе. В отличие от церковных вселенских панихид, главные народные поминки совершались на Радоницу, в Троицкую субботу и в Дмитриев день. Изобиловавшая всякой снедью предзимняя пора немало способствовала тому, чтобы эта «родительская» справлялась на широкую ногу. Готовились к ней в деревнях, словно к великому празднику: варили пиво, меды, кисели, пекли пироги. «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота!» – приговаривала деревня, вспоминая об этом богатом поминальном разносоле. Соблюдался также старинный обычай сходиться в положенный день на кладбища и воздавать честь покойникам. И всюду на деревенских погостах можно было увидеть поминальщиков, порой сверх всякой меры совершавших возлияния в честь дорогих и близких усопших. Русский народ‑пахарь зачастую начиная за здравие, сводит все за упокой, но бывает (и нередко), что наоборот. Последнее со всей справедливостью можно отнести и к Дмитриеву дню. В этот праздник мертвых можно было наблюдать в народной Руси «радование» живых. Это обстоятельство вытекало непосредственно из народного верования в то, что там, за гробом, радуются все обремененные, страждущие в земной жизни, все опечаленные судьбой, все обездоленные в этом мире. К Дмитриевому дню еще с Казанской оставалось пиво недопитое, доливали, доваривали его, не жалея ни хмеля, ни солода, хозяйки‑пивоварки. «Поминай живых добром, а покойничков зеленым вином!», «Зелено‑винцо – пиву родной брат!», «Без пива да без вина – и не поминки!», «Пей, не жалей – поминай веселей!», «Кого чем, а русского мужика только и помянут, что пивом и блинами!», «С веселыми поминальщиками и покойничкам веселее!», «Тяжела земля, а как обольешь ее пивцом да винцом – все полегчает!» – сыплет красным словцом молва народная. Все новобрачные, успевшие повенчаться в октябре, считали непременным долгом навестить на Дмитриев день могилки своих родных. При этом самой новобрачной пеклись особые поминальные пироги, которые оставлялись на могилах – в дар покоящимся в них. Нищие, твердо помнившие все поминальные дни, подбирали эти дары и поминали добрым словом как щедрых поминальщиков, так и покойных. Хотя и оговаривал русский народ охотников до даровой поминальной еды поговорками вроде: «Отдай нищим, а самому ни с чем!», «Суму нищего не наполнишь!», «Всех нищих не перещеголяешь!» – но он же и замечал, что: «Нищий – человек божий», «Нищему подать – лишний грех с души снять!», «Подашь нищему – Господь вернет сторицею!», «Накормишь голодного – в раю сыт будешь!», «Молитву нищего скорее Бог услышит!» «Дмитриев день покойнички на Русь ведут, покойнички ведут, живых блюдут», – говорили в народе. Потому и звалась Дмитриева суббота «поповской работой»: немало панихид приходилось отслужить на могилах священнослужителям, немало блинов и пирогов собрать, немалыми деньгами разживиться. Да и русская деревня всегда любила угостить своих батюшек, особенно в Дмитриев день, когда, по пословице, «и воробей под кустом пиво варит». К этому поминальному празднику приурочивались народным опытом и свои особые приметы. «Если Дмитриев день будет поголу, то и Пасха будет теплая», «Дмитриев день перевоза не ждет», «Дмитрий на снегу – весна поздняя», – говорили в деревнях.

Страницы: [1] [2]


Если Вы все-таки не нашли своё поздравление, воспользуйтесь поиском

Сохранить поздравление:


Русские праздники и традиции

  Русские праздники и традиции


Последние «назимние» праздники (Казанская и Дмитриев день)
Русские праздники и традиции






У нас нашли

  1. Татарские поздравления с днем рождения
  2. Новоселье сценарий
  3. Поздравление сватье с юбилеем 55 лет
  4. Тосты на встрече одноклассников
  5. Сценарий для юбилея
  6. Сценарий 18 летия парня
  7. Пожелания первому учителю
  8. Проводы на пенсию женщину сценарий
  9. Проводы на пенсию женщины
  10. Поздравления со свадьбой своими словами
  11. Сценарий серебряной свадьбы
  12. Поздравления с юбилеем невестке
  13. Поздравления с юбилеем 55 лет женщине
  14. Масленица сценарий праздника
  15. Как начать Юбилейный вечер?
  16. Поздравления с днем рождения однокурснице
  17. Ода юбиляру женщине
  18. Благодарность за поздравления с днем рождения
  19. Переделанные сказки для корпоратива
  20. Пожелания на прощание коллеге
  Дмитриев деньМобильная версия

8 марта сценарий Новоселье сценарий Оформление стола на день рождения Песня поздравление на свадьбу Пожелания первому учителю Поздравление с днем рождения женщине проза Поздравление свату с 50 летием Поздравления с окончанием начальной школы Проводы на пенсию женщины Сценарий юбилея женщины

Яндекс.Метрика