А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Поздравления > Русские праздники и традиции > Последние «назимние» праздники (Казанская и Дмитриев день)
Распечатать поздравление Последние «назимние» праздники (Казанская и Дмитриев день)Версия для печати (lite)
Поздравление с дмитриевым днемВерсия для мобильных
Страницы: [1] [2]
Последние «назимние» праздники (Казанская и Дмитриев день)




Веселый и сытый октябрь‑свадебник подошел к концу и привел на деревенскую Русь последние «назимние» праздники – Казанскую (4 ноября (22 октября по ст. ст.), день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы) и Дмитриев день (7 ноября (26 октября по ст. ст.), день памяти святого Димитрия Солунского).
«До Казанской – не зима, с Казанской – не осень!», «Что за осень, коли гусь на лед выходит!», «Осень говорит: озолочу! А зима – как я захочу! осень говорит: я поля в сарафан наряжу! А зима – под холстину положу, весна придет, покажет!», «Осень прикажет, а весна – свое скажет!», «Считай, баба, цыплят по осени, а мужик – меряй хлеб по весне!», «Осенней озими в закрома не положишь!», «Осень‑то – матка: кисель да блины! А весна – мачеха: сиди да гляди!», «На Казанскую и у воробья – пиво, а по весне и у мужика хлеба вдоволь – дивное диво!», «До Казанской и у вороны – копна, а зима придет – все с гумна приберет!», «Не будь осенью торговать, будешь к весне хлебом богат!», «Осенью и нелюбого гостя всякой снедью потчуют не напотчуются, а к концу зимы и любой куска хлеба напросится!» – гласит народная мудрость.
С 4 ноября ждет деревенский люд со дня на день прихода лютой стужи: «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцами дорожку кажет!», «Что Казанская покажет – то и зима скажет!», «Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит!», «Выезжаешь с Казанской на колесах, а полозья в телегу клади!», «И зиме до Казанской устанавливаться заказано!», «Со Казанской у нас‑тепло морозу не указ!»
С этой поры, по приметам деревенских погодоведов, набирают силу зимние морозы, все крепче за землю начинают держаться. «О Казанской мороз невелик, да стоять не велит!» – молвит о них простонародное слово. «Казанские морозы железо не рвут, птицу на лету не бьют, а бабу за нос хватают, мужика за уши пощипывают!», «Идет на двор мороз, а в кармане денежки тают!», «С назимней Казанской скачет морозко по ельничкам, по березничкам, по сырым берегам, по веретейкам!», «Невелик мороз, да краснеет нос!», «Сказывали бабы, что и на Казанскую в старые годы мужик на печи замерз!», «С Казанской – мороз подорожным‑одежным кланяться велит, а к безодежным сам в гости ходить не ленится!» Близится, надвигается студеная зимняя пора, и в одну ночь зима может установиться. По примете, когда большой урожай, тогда и «зима строгая». Всякий добрый хозяин заботливо запасался теплом на зиму: завалинки вокруг избы заваливал, щели конопатил, о дровах подумывал. Если по одной старинной прибаутке – «Батюшка‑Покров не натопит хату без дров», то по другой – «Матушка Казанская спросит хворосту вязанку».
С давних пор на Руси в обычае было заканчивать к осенней Казанской все строительные работы. Плотники, каменщики, штукатуры, землекопы – все к этому времени сдавали по подрядам работу, брали расчет у хозяев‑подрядчиков, домой в деревню собирались. «На Казанскую у хозяев и пузатая мошна худеет, а у работника – тощая толстеет!» – говорит поговорка, приуроченная к этому обычаю. «И рад бы хозяин поприжать батрака, да Казанская на дворе, она, матушка, всей ряде голова!», «Не обсчитывай, рядчик, подряженного: Казанская молчит, да все видит, все Богу скажет!», «Потерпи, батрак, и у тебя на дворе Казанская будет!»
На Казанскую и у наемщиков‑подрядчиков, и у батраков существовал обычай служить молебны в церкви. Первые приносили благодарственную дань Богу за благополучный исход работы: «В ком есть Бог – в том есть и стыд!», «Обидящим Бог судья!», «От Бога отказаться – к сатане в работники назваться!», «С Богом начал, с Богом и конец верши!» Вторые – собираясь домой, благословлялись в путь‑дорогу: «Без Бога – не до порога!», «Выйдешь, не благословясь, – добра не жди!»
Многие уходящие с весны до поздней осени из своих деревень на промысел крестьяне спешили воротиться к назимней Казанской домой. На радостях к этому дню варили по деревням пиво, гулял, веселился рабочий люд, сбросивший с плеч тяготы подневольного наемного труда.
Во многих местах 3 ноября справлялись всем приходом местные престольные праздники. «Один день престол справляли, на другой опохмел держали, на третий – снова здорово!..» – подсмеивалась деревня над неумеренными любителями веселого празднования. «Сегодня праздничали, завтра праздничать станем, послезавтра – зубы на полку!», «То и не праздник, как никто не обопьется!»







Сметливые торговые люди знали, когда у трудового человека деньги в карманах водятся, на вольную волю просятся: наезжали на Казанскую торгаши в праздничные села, раскладывали кибитки с товарами, ставили палатки, жителей в соблазн и в расход вводили. Твердо помнили они свое правило: «Не обманешь – не продашь», а веселый, празднующий человек и то, чего не надо, купит. Немало у торговцев было в запасе прибауток, чтобы заставить разгулявшегося мужика подороже дать: «Не по купцу товар, купило, видно притупило!», «Купил бы село, да в кармане голо! Завел бы вотчину, да купило скорчило! Купильце что тонкое шильце – как раз ему носок отломишь!» С днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, Дмитриевым днем, связано в народном представлении воспоминание о Куликовской битве (1380 г.) и поминовение павших во время нее на поле брани. «Дмитровская суббота» установлена в православном обиходе по почину преподобного Сергия Радонежского, чудотворца, великим князем Дмитрием Донским. Царь Иван IV Грозный подтвердил это особым указом и повелел в этот день «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». Таким образом, Дмитриев день праздновался на Руси не только в честь святого Димитрия Солунского, но и в память великого князя Дмитрия Донского. Неделя, начинавшаяся с Дмитриева дня, во многих местах народной Руси слыла за «дедову родительскую». «На дедовой неделе и родители вздохнут!», «Живы родители – почитай, а умерли – поминай!», «Покойника не поминай лихом, а добром – как хочешь!», «Не век жить, а век поминать!», «Кто чаще поминает, тот меньше согрешает!», «Застанешь – пиво пьешь, не застанешь – пивцом помянешь!», «Какова была Маланья – такого ей и поминанье!», «Добром поминай, зло забывай!», «Земля навоз помнит, а человек – кто его кормит!» – такими словами народ свидетельствовал о том, как он помнил и чем помилал отошедших в иной мир. «Как родители жили, так и нам велели!», «Родители родили – себя поминать деток благословили!», «Русский человек без родни не живет!», «Мужик своей родней крепок!», «Бедная родня краше чужого богатства!», «Родительское благословение – лучшее имение!», «Помянешь родителей – на сердце легче станет!», «Тот круглый сирота, у кого и помянуть некого!» – можно было услышать мудрое народное слово. Дмитровская родительская является одной из почитаемых в народе. В отличие от церковных вселенских панихид, главные народные поминки совершались на Радоницу, в Троицкую субботу и в Дмитриев день. Изобиловавшая всякой снедью предзимняя пора немало способствовала тому, чтобы эта «родительская» справлялась на широкую ногу. Готовились к ней в деревнях, словно к великому празднику: варили пиво, меды, кисели, пекли пироги. «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота!» – приговаривала деревня, вспоминая об этом богатом поминальном разносоле. Соблюдался также старинный обычай сходиться в положенный день на кладбища и воздавать честь покойникам. И всюду на деревенских погостах можно было увидеть поминальщиков, порой сверх всякой меры совершавших возлияния в честь дорогих и близких усопших. Русский народ‑пахарь зачастую начиная за здравие, сводит все за упокой, но бывает (и нередко), что наоборот. Последнее со всей справедливостью можно отнести и к Дмитриеву дню. В этот праздник мертвых можно было наблюдать в народной Руси «радование» живых. Это обстоятельство вытекало непосредственно из народного верования в то, что там, за гробом, радуются все обремененные, страждущие в земной жизни, все опечаленные судьбой, все обездоленные в этом мире. К Дмитриевому дню еще с Казанской оставалось пиво недопитое, доливали, доваривали его, не жалея ни хмеля, ни солода, хозяйки‑пивоварки. «Поминай живых добром, а покойничков зеленым вином!», «Зелено‑винцо – пиву родной брат!», «Без пива да без вина – и не поминки!», «Пей, не жалей – поминай веселей!», «Кого чем, а русского мужика только и помянут, что пивом и блинами!», «С веселыми поминальщиками и покойничкам веселее!», «Тяжела земля, а как обольешь ее пивцом да винцом – все полегчает!» – сыплет красным словцом молва народная. Все новобрачные, успевшие повенчаться в октябре, считали непременным долгом навестить на Дмитриев день могилки своих родных. При этом самой новобрачной пеклись особые поминальные пироги, которые оставлялись на могилах – в дар покоящимся в них. Нищие, твердо помнившие все поминальные дни, подбирали эти дары и поминали добрым словом как щедрых поминальщиков, так и покойных. Хотя и оговаривал русский народ охотников до даровой поминальной еды поговорками вроде: «Отдай нищим, а самому ни с чем!», «Суму нищего не наполнишь!», «Всех нищих не перещеголяешь!» – но он же и замечал, что: «Нищий – человек божий», «Нищему подать – лишний грех с души снять!», «Подашь нищему – Господь вернет сторицею!», «Накормишь голодного – в раю сыт будешь!», «Молитву нищего скорее Бог услышит!» «Дмитриев день покойнички на Русь ведут, покойнички ведут, живых блюдут», – говорили в народе. Потому и звалась Дмитриева суббота «поповской работой»: немало панихид приходилось отслужить на могилах священнослужителям, немало блинов и пирогов собрать, немалыми деньгами разживиться. Да и русская деревня всегда любила угостить своих батюшек, особенно в Дмитриев день, когда, по пословице, «и воробей под кустом пиво варит». К этому поминальному празднику приурочивались народным опытом и свои особые приметы. «Если Дмитриев день будет поголу, то и Пасха будет теплая», «Дмитриев день перевоза не ждет», «Дмитрий на снегу – весна поздняя», – говорили в деревнях.

Страницы: [1] [2]

Если Вы все-таки не нашли своё поздравление, воспользуйтесь поиском

Сохранить поздравление:


Русские праздники и традиции

  Русские праздники и традиции


Последние «назимние» праздники (Казанская и Дмитриев день)
Русские праздники и традиции



  Дмитриев деньМобильная версия



Яндекс.Метрика