А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Распечатать поздравление Ильин деньВерсия для печати (lite)
Ильин день поздравления шуточныеВерсия для мобильных
Страницы: [1] [2]
Ильин день



2 августа (20 июля по ст. ст.) – день святого пророка Илии – с незапамятных времен справлялся на Руси с особыми, веками установившимися обрядностями, непосредственно связанными с бытом народа‑пахаря, все благосостояние которого зависело от земли‑кормилицы. Этот день отмечен в народной памяти целым рядом разнообразных примет, пословиц, поговорок, заклятий и сказаний, отразившихся, как в зеркале, в народных обычаях, свято соблюдаемых по завету предков.
В представлении народной Руси с Ильей‑пророком слились многие черты древнеязыческого Перуна – повелителя громов, утолявшего летнюю жажду земли живительными дождями, таившими в себе зачатки ее плодородия. Это в старину, несомненно, являлось одной из главных побудительных причин почитания посвященного празднованию его памяти дня среди народа, только‑только начинавшего расставаться с обожествлением стихий природы. Впоследствии, когда утратилась в народе сама память о былом язычестве, ветхозаветное сказание о земной жизни святого пророка только укрепило вековые связи между ним и его почитателями на Руси. Сказочные же черты, приуроченные к его грозному облику, уцелели во всей своей суровой красоте.
Святой пророк Илия остался в народе хозяином громов, могучим седым старцем с грозными очами, разъезжающим из конца в конец по тверди небесной, по беспредельным небесным полям, на своей запряженной крылатыми конями колеснице. Карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы‑молнии, поражая испуганные сонмы бесов, злых демонов, прочей нечисти и преступивших закон Божий сынов человеческих. Его непреклонное сердце не смягчат ни вопли, ни стоны пораженных, и взор его не остановится на зрелищах земных несчастий. Совершив правосудие неба, он, как бурный вихрь, мчится на своей сверкающей колеснице все дальше и дальше, и по могучим плечам его только рассыпаются седые кудри да по ветру развевается белая, серебристая борода. Как и в былые времена, льет он на землю дождевые потоки. Под его покровительство отданы Богом земные нивы, орошаемые потом трудового люда. В гулких раскатах грома слышался русскому крестьянину то грохот колес огненной колесницы пророка, то стук копыт его четырех коней, по быстроте могущих сравниться разве с одним ветром. «Быстрее коней Ильи – только ветер!» – говорит старинная пословица.
Русские народные сказки, поселяющие святого Илью на «острове Буяне», отводят ему важное место среди стихийных существ, влияющих на жизнь трудовую и человеческую. На этом острове, лежащем в неизведанных пределах «моря‑окияна», как известно из дошедших до нас заговоров, сосредоточены все громы‑молнии небесные, вся сила бурь и ветров. Но здесь же восседают «и дева Зоря, и пророк Илия». Последний привлекал к себе взоры всех, трудящихся на земле. Его молили не только о ниспослании дождей («Илья сухой»), но и о прекращении ливней («Илья сухой»). К нему обращались с мольбами об охране от ружейных ран, об удаче на охоте, об излечении от сибирской язвы и даже, как ни мало вяжется это с представлением о его грозном величии, о счастье в любви. Множество всевозможных заговоров и заклятий связано с его грозным и, по мнению народа, всемогущим именем.
«Встану я, раб Божий, – говорится, например, в одном из этих заговоров, – пойду под восточную сторону, к морю‑окияну. На том окияне‑море лежит бел‑горюч камень алатырь, а на камне святой пророк Илья с небесными ангелами. Молюсь тебе, святой пророк, пошли тридцать ангелов в златокованом платье, с луками и стрелами, да отбивают и отстреливают от раба Божьего уроки и призоры, и притки, щипоты и ломоты, ветроносные язвы…»
Могущество Ильи‑пророка, имеющего, по народному верованию, власть даже над ангелами, грозой гремит над всеми темными силами. Своими стрелами поражает он духов тьмы; во время грозы превращаются они в змей и прочих гадов, заползают в укрытия, но и там небесные стрелы находят их и убивают на радость добрым людям, чествующим пророка Божьего. Но горе тем от его грозного гнева, кто не чтит его, кто, внимая злобе своей, плодит только злую гордыню на ниве жизни. В одной из старинных сказок «громовник Илья» говорит «огненной Марии» (Пресвятой Деве), плачущей над грехами человечества: «Станем молить истинного Бога – пусть даст нам ключи от неба, и затворим семь небес, наложим печать на облака, да не падет из них ни шумящий дождь, ни тихая роса три года, и да не родится ни вино, ни пшеница…» И «ключи» эти, по словам других памятников народного творчества, «дались ему в руки от истинного Бога», волен он и в дожде, и в засухе. По своему желанию может он побивать градом поля грешников, поражать насмерть злых людей. Но в то же время заботится он о нивах добрых пахарей, побивает стрелами всякую «гнусь» земную, поедающую посевы. «Если бы не побивал их Илья‑пророк, то земля не родила бы хлеба», – говорили в народе.



Страницы: [1] [2]

Если Вы все-таки не нашли своё поздравление, воспользуйтесь поиском

Сохранить поздравление:


Русские праздники и традиции

  Русские праздники и традиции


Ильин день
Русские праздники и традиции



  РМобильная версия



Яндекс.Метрика