А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Распечатать поздравление ВоздвижениеВерсия для печати (lite)
Поздрааления с воздвижением креста в прозеВерсия для мобильных
Страницы: [1] [2]
Воздвижение




Приближается к концу сентябрь‑листопад – приходит на святую Русь праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября (14 сентября по ст. ст.), установленный церковью в память обретения святой царицей Еленой Креста, на котором был распят Спаситель мира – Сын Божий. В старинных летописях 27 сентября называли «ставров день» (от греческого stauros – крест). В глубокой древности в этот день было принято рисовать кресты на дверях домов, притолоках и матицах (толстое бревно‑балка, врубленное поперек здания). Такие кресты ставились мелом, углем, чесноком, кровью жертвенного животного или тестом, вырезались ножом на домашней утвари. Деревянные небольшие крестики клали в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, то клали перекрещенные ветки рябины, которая являлась символом яркого света, отпугивающего нечисть. Таким образом крестьяне «закрещивали» самые опасные места в доме от происков нечистой силы.
Судя по некоторым народным поверьям, русские крестьяне не вполне знали, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. Верили, например, что в этот день все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся «сдвигаются» (то есть сползаются) в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят целую зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим «гадине» выползать из чрева матери‑земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвижения (или, по народному выражению, Сдвиженья) мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки, из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на двор и не спрятались там под навозом или в соломе. Крестьяне, впрочем, верили, что начиная с Воздвижения змеи не кусаются, так как каждая «гадина», ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы.
Наряду со змеями и лешие вместе с оборотнями и прочей нежитью считают день Воздвижения каким‑то срочным для себя днем. Лешие, например, сгоняют в этот день в одно место все подвластное им зверье, как бы делая ему смотр перед наступающей зимой. Крестьяне, впрочем, никак не объясняли, с какой целью лешие устраивают такие «парады», но это не мешало им твердо верить, что в день Воздвижения ни под каким видом нельзя ходить в лес, так как оборотни и особенно лешие бывают в это время крайне бесцеремонны и в лучшем случае могут только побить, а то и просто отправить на тот свет.
Воздвижение – заключительный день бабьего лета, третья (и последняя) встреча осени. С наступлением этого дня осень вступает в свои права, заставляя сельского жителя все чаще задумываться о глядящей на его двор зиме, с ее морозами, буранами и зачастую приходящей вместе с ними бескормицей. «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!» – говорила русская деревня. – «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!», «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!», «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!», «Вздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!»






Третья встреча осени – «первые зазимки». Но еще не пугают они в меру зябкого мужика, знающего, что настоящую весть о зиме может принести только Покров‑батюшка. Только первый снег, раньше 14 октября почти нигде на Руси не выпадавший, и кладет почин зимней стуже. По старинной примете, «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает!», а зима, в свою очередь, на этот праздник «с бела гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается – семка, говорит, я, зима‑зимская, на святой Руси погощу, серого мужика навещу, хлебных пирогов поем, пива поотведаю, свадьбы сыграю‑отпраздную!..» Воздвижение – постный праздник. «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница‑среда, постная еда!» – говорили в народе. «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!» – замечали о строгости однодневного Воздвиженского поста. «Кто скороми на Вздвиженьев день чурается, тому семь грехов прощаются!», «У кого на столе убоина на Воздвижение, тот все свои молитвы убивает, а новой не знает, не ведает – нечем ему Бога помолить!» На Воздвижение в старые годы во многих местах ставил православный люд часовенки и малые церковки – «по обещанию» (в честь праздника). Это считалось особенно угодным Богу. Еще ставили в этот день по деревенской Руси придорожные обетные кресты, в благодарность за избавление от напасти, морового поветрия, злого попущения. В обычае было и воздвигать, поднимать в эту пору кресты на новостроящихся храмах. В некоторых местностях каждый год в этот день совершались крестные ходы вокруг сел и деревень – по народному представлению, это ограждало их от всяческих несчастий на весь год. С иконами на Воздвиженьев день обходили поля, с молитвой о будущем урожае. Молились в этот праздник и о больных, страждущих, чтобы Господь воздвиг их с одра болезни. «С верою помолиться праведному человеку на Воздвиженьев день, так Животворящий Крест и со смертного ложа подымет!» – говорили в народе. По старинному народному сказанию, на Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечестью». Поднимаются в этот день, гласит сказание, воздвигаются одна на другую две силы: правда и кривда, «свято» и «несвято». Дрожит, колышется, сотрясается мать сыра земля. Но вот воздвигается из недр ее Святой Господень Крест, вся вселенная сияет, как солнце, от его нетленных, негаснущих лучей. И тает, как воск от огня, все злое, нечистое, вся кривда пред этим лучезарным Крестом и побеждает все праведное, все чистое… «И так до скончания веков», – гласит заключительное слово этого сказания, свидетельствующего о непоколебимой вере народа в торжество правды. Праздник Воздвижения назывался также «капустницами». «Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье‑капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «И плохая баба о Вздвиженьи – капустница!», «На Вздвиженье – чей‑чей праздничек, а у капусты поболе всех!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!» – говорили на Руси. Капуста, и всегда пользующаяся большим почетом в народном обиходе, в Воздвиженьев день у всех на языке: «Щи да каша – пища наша!», «Без хлеба мужик сытым не будет, без капусты – щи не живут!», «Хлеб да капуста лихого не попустят!», «Капуста не пуста, сама летит в уста!», «Капуста лучше пуста!» О незапасливых хозяевах замечали: «Пошел бы к соседу по капусту, да на двор не пустят!», «Помяни репу, чтобы дали капусты!», «Поезжай в Крым по капусту!» Старинное поверье советует выбирать капустные семена если не на Воздвижение, то на Благовещение: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!» Также говорили, что при посеве капусты надо пересыпать семена из руки в руку, иначе вместо капусты уродится брюква. Капусту не сажали в четверг: «Посадишь – всю черви поточат!» Воздвижение начинало ряд осенних веселых вечеринок, называвшихся «капустницами» и справлявшихся не только в деревнях, но и в городах. В старину в этот день девушки, нарядившись в праздничные платья, ходили из дома в дом – рубить капусту. Это делалось с веселыми песнями, гостьям подносилось пиво, ставились сладкие меды, подавались разные угощения, закуски – смотря по достатку хозяев. Молодые парни высматривали себе в это время невест‑«капустниц». Вечером, когда капуста уже была срублена, всюду шло веселье, нередко приводившее к свадьбам, игравшимся на Покров день. «Капустенские вечерки» длились две недели, молодежь ожидала их как веселого праздника вроде Масленицы. Особенно ждали их заневестившиеся девушки. Знали они, что вечером сойдутся на капустную беседу‑пирушку холостые парни, у каждой из них были среди ожидавшихся гостей свои, приглянувшиеся заранее женихи. Существовало поверье, что если, собираясь на Воздвиженский капустник, девушка прочитает семь раз особое заклятие, то приглянувшемуся ей молодцу приглянется и ее красота. «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца любовь ко мне, девице красной, чтобы не было этой любви конца‑веку, чтобы в огне она не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!» – приговаривали девицы красные, собираясь, как на веселые смотрины, на Воздвиженский капустник.

Страницы: [1] [2]

Если Вы все-таки не нашли своё поздравление, воспользуйтесь поиском

Сохранить поздравление:


Русские праздники и традиции

  Русские праздники и традиции


Воздвижение
Русские праздники и традиции



  Любовь Белова с воздвиженье в одноклассникахМобильная версия



Яндекс.Метрика