Самые древние на Земле подарки — женские украшения. Серьги и браслеты, найденные Генрихом Шлиманом в Трое или Артуром Эвансом в Кносе на Крите, легко могла бы носить современная женщина. А ожерелья, обнаруженные в египетских пирамидах или в Помпеях, стали основой многих проектов дизайнерских центров и ювелирных фирм нашего времени.
Кольца, серьги, браслеты или диадемы дарили всегда, и всегда это был универсальный подарок, способный пережить время и моду. Драгоценности, полученные в подарок и преподнесенные в дар, вдохновляли литераторов. Вспомните, какой авантюрно- исторический роман развернул Дюма-отец вокруг столь неосмотрительно подаренных королевой лорду Бэкингему подвесок. Тяжелый браслет с гранатами вдохновил Александра Куприна на рассказ «Гранатовый браслет». Теофиль Готье в своих книгах дарил дамам яшму и аметисты. И даже если оставить в стороне детективы, которые не могли обойтись без драгоценностей (будь то «Сокровища Агры» Конан Дойла или «Лунный камень» Коллинза), то мы найдем замечательные описания украшений и в «Мадам Бовари» Флобера, и даже у Достоевского в «Братьях Карамазовых».
Неудивительно, что человечество создало твердый кодекс правил — какие драгоценности, кому и когда следует дарить. Однако сегодня мало кто из соотечественников помнит об этих правилах. В нашей стране традиция ювелирных подарков сложилась лишь на рубеже XIX—XX вв., однако благодаря Фаберже Россия вышла на первое место и стала законодательницей мод именно в ювелирной промышленности.
На день ангела, Рождество или Пасху обменивались (разумеется, в зависимости от состояния) и простыми колечками, и усыпанными драгоценными камнями серебряными портсигарами, платиновыми карандашиками или уникальными колье. Император Николай II получал в день рождения от супруги портсигар, а дочки — либо по одной жемчужине, либо по одному бриллианту, так что к совершеннолетию у каждой собиралась целая нитка бус.
Правило накопления от бусинки к бусинке, от камешка к камешку было распространено во всех сословиях царской России. Как и правило дарить драгоценности. Однако в те времена богатые и знаменитые благородно скрывали высокую ценность подарков.
В России дама из общества без драгоценностей не выходила в свет. На сей счет существовали строгие правила.
Серьги и ожерелье прекрасно сочетались украшениями из жемчуга. Корсаж платья скрепляла брошь-севинье с драгоценными подвесками. Все это дополняли браслеты и кольца. Мужчины позволяли себе лишь перстни, часы, которые носили в жилетном кармане, булавки для галстука и знаки отличия — ордена с бриллиантами и шифр на плечо.
Прославленный русский ювелирный кутюрье Карл Фаберже ввел не только новую моду в украшениях, но и новые правила. Он писал: «Дарить дамам драгоценности, тем более бриллиантовые колье, не всегда уместно. Для этого надо состоять с дамой в близких отношениях, быть ей мужем или как минимум сердечным другом».
Отныне счастливые события — свадьба и замужество — были связаны с массой ограничений. Юная холостячка могла принимать подарки от родных, близких, друзей дома, среди коих были воздыхатели тайные и явные.
Замужняя дама ограничивалась подарками от мужа или родителей. В конечном счете это поставило в трудное положение самого Фаберже. Ведь именно взрослая женщина, лишившись ювелирных котят, кроликов, пасхальных яиц, переключала свое внимание на другие игрушки. Как правило, один только супруг не мог обеспечить в полной мере ее запросы и процветание прославленной фирмы Фаберже. Поэтому ювелиру пришлось искать выход из трудного положения. И он нашел оригинальный способ, предложив своим клиентам ювелирные игрушки и вещицы для дома: драгоценные эмалевые цветочки в хрустальных вазочках, собачек и кошечек из поделочных камней, попугайчиков из опалов, горного хрусталя, сердолика. По цене они не уступали браслетам и диадемам, но не имели интимного смысла и не намекали на вульгарный подтекст.
Но дарили не только игрушки и украшения. Дама могла принять в подарок серебряную посуду. Аристократкам — держательницам салона, как и домовитым простушкам, дарили посуду, правда различную по стилю. Серебряными были и самовары для чайной церемонии в купеческом доме, и блюда в виде раковины для икры и семги в графской усадьбе, и подстаканники для зажиточного мещанина, и фужеры в доме генерал-губернатора. Даже серебряные чашечки на день ангела выражали дух и нравы каждого сословия дореволюционной России.
В наши дни сословное разнообразие выражено менее откровенно и стоимость подарка также невыразительна. Можно купить пошлейшую вещь или ординарный сувенир за ту же сумму, что и эксклюзивный подарок, а можно найти что-то более оригинальное за меньшие деньги. Поэтому если вы новичок и боитесь ошибиться, то покупайте вещи в антикварных магазинах.
Стиль вещей соответствует их назначению, а эксперты этих салонов всегда вам помогут. Не стоит отчаиваться, если вы не можете подарить любимой бриллиантовое колье или не нашли собачку, способную удовлетворить изысканному вкусу вашей дамы. Считайте, что вы в нарушение всех традиций следуете новой моде. Победа демократии в цивилизованных странах сказалась и на ювелирных подарках.
Даже в Восточной Европе, недавно расставшейся с тоталитарным строем, подарив любимой девушке вульгарное кольцо с красным камнем или другу золотую цепь в палец толщиной, вы рискуете потерять их навеки.
В наше время — время индивидуалистов — большую ценность имеет не материал, не абсолютная стоимость золота и бриллианта, а мастерство дизайнера и тщательность ювелира, т. е. индивидуальные особенности изделия. Тот же Карл Фаберже в качестве драгоценной находки подарил публике горный хрусталь. Со времен средневековья этот камень был известен как магический кристалл, из него делали шары, канделябры, посуду, но из-за его дешевизны никто не работал с ним как с сырьем для ювелирных изделий. Вместе с тем даже колдовского хрусталя чистой воды оказалось мало для совершения переворота в ювелирной промышленности.
Если Вы все-таки не нашли своё поздравление, воспользуйтесь поиском
Сохранить поздравление:
|